1. Главная
  2. Узнай
  3. ibalaqai

В чем преимущество инклюзивного образования для детей 07 сентября 2020, 20:26

В эфире проекта i-balaqai директор Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математического направления города Алматы, PhD-доктор Жулдыз Сулейменова

В эфире проекта i-balaqai директор Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математического направления города Алматы, PhD-доктор Жулдыз Сулейменова рассказала о важности инклюзивного обучения, а также объяснила, почему нужно изучать труды казахских просветителей. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Генеральный партнер проекта - компания KCELL. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.

Что такое инклюзивное образование

"Инклюзивное образование – это наиболее прогрессивный вид образования на сегодняшний день, когда каждому человеку вне зависимости от его интеллектуальных, социальных, эмоциональных, физических, ментальных потребностей предоставляется равная возможность обучаться. То есть это процесс реагирования на разнообразие потребностей", - объясняет Жулдыз Сулейменова.

Целью инклюзии является безбарьерная среда для обучения.

Если изначально инклюзию рассматривали как получение образования детьми с ограниченными возможностями, то на данном этапе этот термин одинаково актуален как для детей трудовых мигрантов, так и для одаренных учеников в США.

"Главный принцип инклюзивного образования — это принцип человечности, равный доступ к получению качественного образования", - подчеркивает директор школы.

Далее она приводит данные исследований, согласно которым школьники, обучающиеся с ребенком с ограниченными возможностями, растут более толерантными.

"Для них ценность – уважение, открытость, служение обществу - уже не нова, потому что они помогают этому ребенку. При социализации ребенка при равных возможностях нужно вводить концепции инклюзивного общества, где все питают уважение, для них ценность – открытость, помощь друг другу. Участвовать в жизни коллектива, общества - это нормально", - отмечает она.

Инклюзивное обучение в мире

Как поясняет Жулдыз Сулейменова, школа — это часть образовательной системы и общества, которая нацелена на выполнение социального заказа:

"Прежде всего формирование личности, которая готова к жизни, может адаптироваться к быстро меняющимся условиям общества, производственным процессам, высоким технологическим условиям. Мы должны понимать, что школа должна дать хорошие предметные академические знания и хорошее всестороннее развитие личности. Мы должны понимать, что сейчас мы живем в том периоде, когда ежесекундно все меняется".

По ее словам, инклюзивное общество зарождается в дошкольных учреждениях и продолжается в школе, университете, а затем при трудоустройстве.

"Начиная с пандусов, заканчивая тактильными указателями для слабовидящих, чтобы ребенок с особыми потребностями мог воспользоваться ресурсами не только в школе. Нужно предусмотреть механизмы дальнейшего обучения и трудоустройства таких людей", - говорит спикер.

Например, в США для учителей есть отдельные курсы обучения. Так, учитель математики может получить знания, как преподавать математику в коррекционных классах, для слабовидящих или слабоумных детей.

"В категории по ментально-физическим возможностям обучение варьируется и дает разные понятия. Получается, в каждой стране политика образования, в том числе инклюзивное образование, и методики инклюзивного образования разнообразны", - объясняет Жулдыз Сулейменова.

Вопрос инклюзивного образования не решится, если открыть один кабинет или обучить только одного учителя или психолога, считает она.

"Вся школа - начиная с директора, учителей, психологов, кураторов, методистов и техперсонала - мы все должны понимать, какие подходы, какие направления, что вообще инклюзивное образование и как мы должны вести себя с данными детьми. Не только с детьми с особыми потребностями в здоровье, но также с одаренными детьми, которые воспринимают пространство и мир совсем по-другому".

Инклюзивное обучение в казахстанских школах

Жулдыз Сулейменова рассказывает, что в НИШ ФМН учатся трое учеников с особыми потребностями, а школа оборудована пандусами, лифтом.

"Именно в ресурсном обеспечении, благополучной среде образования как таковых проблем нет. Мы хотим обучить учителей всех предметов. Должен быть дифференцированный подход в преподавании таким детям, мы не должны ущемлять их права. Отдельным пластом идет обучение родителей", - отмечает она, добавляя, что психологи, методисты, кураторы прошли курсы, поэтому они знакомы с подходами и направлениями данной работы.

Как минимум 5 лет необходимо, чтобы внедрить инклюзивное обучение в казахстанских учебных заведениях, считает она. Кроме того, в этом может помочь изучение трудов казахских просветителей Ыбырая Алтынсарина, Ахмета Байтурсынова, Магжана Жумабаева.

"Связывая поколения, мы видим параллель, что Магжан Жумабаев в своей педагогике говорил, что нужно по 4 направлениям развивать воспитание. В том числе есть душевное воспитание. Мы знаем, что есть Стивен Кови, который говорил о 7 навыках высокоэффективных людей. Когда мы проводили параллель между Магжаном Жумабаевым в педагогике и Стивеном Кови, мы увидели связующие звенья. Это было интеллектуальное развитие, духовное развитие и физическое. Мы должны истоки нашего национального кода в педагогике изучить", - уточняет Жулдыз Сулейменова.

Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на SoundCloud, Anchor.FM, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".

Смотрите самые интересные видео в TikTok Tengrinews.kz! Подпишитесь прямо сейчас