12 лет назад, 25 декабря 2012 года, под Шымкентом разбился военный самолет Ан-72. На его борту находились 27 человек, выжить никому не удалось. В числе погибших оказался глава Пограничной службы КНБ Турганбек Стамбеков. В годовщину трагедии друг погибшего полковника поделился воспоминаниями об их знакомстве в Таджикистане, совместно пережитой аварии, профессиональных и личных качествах офицера, передает корреспондент Tengrinews.kz.
12 лет назад, 25 декабря 2012 года, под Шымкентом разбился военный самолет Ан-72. На его борту находились 27 человек, выжить никому не удалось. В числе погибших оказался глава Пограничной службы КНБ Турганбек Стамбеков. В годовщину трагедии друг погибшего полковника поделился воспоминаниями об их знакомстве в Таджикистане, совместно пережитой аварии, профессиональных и личных качествах офицера, передает корреспондент Tengrinews.kz.
12 лет назад 25 декабря 2012 года в окрестностях Шымкента разбился военный транспортный самолет Ан-72-100. На борту находилось 27 человек, включая ключевых руководителей Погранслужбы КНБ, пятерых командиров погранотрядов и временно исполняющего обязанности директора службы полковника Турганбека Стамбекова.
Друг погибшего полковника КНБ, известный казахстанский тележурналист Григорий Беденко рассказал, как познакомился со Стамбековым и какое впечатление на него произвел молодой и подающий надежды офицер. Это произошло в 1996 году, через несколько месяцев после того, как Cедьмая рота казахстанского батальона попала в западню, устроенную таджикскими джихадистами. В том бою погибли 17 человек. Командование Минобороны после трагических событий решило активнее освещать в СМИ деятельность казахстанских военнослужащих , которые охраняли таджикско-афганскую границу. В Таджикистан, где шла латентная гражданская война, начали приглашать журналистов, среди которых был и Григорий Беденко.
Фото из семейного архива
"Мы прилетели в Душанбе, откуда вертолетами нас доставили в Калаи-Хумб. Этот небольшой поселок расположен в Дарвазском районе Горно-Бадахшанской области на границе с Афганистаном. Здесь размещался штаб Коллективных миротворческих сил, и находилось командование Казахстанским батальоном (КазБат). На протяжении 70 километров вдоль реки Пяндж там размещались наши пограничные посты. Мы прибыли туда с одной из ротаций казахстанских военнослужащих, которые менялись там каждые полгода. Журналистов привезли к штабу, где состоялась встреча с командиром батальона. Он показался мне очень скромным, спокойным, флегматичным человеком невысокого роста. Майор Стамбеков был немногословным, но предоставил нам все необходимое для съемок, транспорт, отправлял на выезды офицеров, которые нас сопровождали. Тогда группа казахстанских журналистов успела побывать практически на всех постах вдоль Пянджа, хотя времени было критически мало - ротация личного состава батальона проходила быстро. Командиры рассказали нам, что "батя" сразу установил жесткую дисциплину, полностью запретил алкоголь среди офицерского состава, обеспечил соблюдения всех мер безопасности, в частности безопасное хранение оружия, так как там уже были несчастные случаи", - рассказал Григорий Беденко.
По словам журналиста, Турганбек Стамбеков поддерживал в батальоне жесткую дисциплину. Это было особенно важно в связи с тем, что через реку находилась территория Афганистана и ситуация здесь была очень непредсказуемой и опасной. Личный состав был ориентирован на повышенную боеготовность и был готов отразить любое нападение.
Фото Григория Беденко, 1995 год
Второй раз журналист встретился с комбатом уже в июне 1996 года. Беденко в те годы снимал документальный фильм про казахстанских миротворцев. Отсняв первую часть, он должен был сопровождать колонну на дальний пост в Джавайское ущелье в 50-60 километрах от Калаи Хумба. Дорога до поста была очень опасной и проходила вдоль берега большой и бурной горной реки Пяндж. Колонну сопровождали два БТР-80, в голове и хвосте. Комбат Стамбеков ехал на броне первой машины.
"До поста доехали нормально и благополучно доставили смену. Когда выдвигали обратно, Турганбек предложил сесть рядом с ним на броню, чтобы снять хорошие кадры. Там же находились несколько таджикских срочников, пара россиян и наши офицеры. Вообще Турганбек был очень отважным человек, не боялся ехать во главе колонны прямо на броне. Если бы начался обстрел, то этот БТР пострадал бы первым. На одном из крутых поворотов мехвод БТРа притопил на подъеме, и, по всей видимости, не справился с управлением.
Если бы бронетранспортер улетели в реку Пяндж, скорее всего все бы погибли. БТР перевернулся. Травмы получили все, но у меня была самая тяжелая, так как стволом КПВТ мне перебило ногу. Тургамбек сломал несколько ребер и очень сильно ушиб позвоночник, так как упал на спину. Из Калаи-Хумб раненных вертолетами перебросили в Душанбе, в госпиталь российской 201-ой бригады", - вспоминает Григорий Беденко.
Фото Григория Беденко, 1995 год
Журналист рассказал, что военные медиик после осмотра Стамбекова сообщили, что у него серьезные травмы. Однако, Тургамбека это не остановило.
"Это был очень мощный, волевой человек. Мы с ним пролежали десять дней в госпитале в одной палате. Он говорил, что не может бросить людей и ему нужно заменить личный состав батальона, произвести ротацию. Вставать и двигаться он был не в состоянии, но несмотря на это скрутил жгут из больничной простыли, привязал к краю кровати и начал через боль разминать спину. Так вот, испытывая нечеловеческую боль, он постепенно встал на ноги, потом на костыли, и на костылях он уехал обратно, уговорив медиков и командование, чтобы его отпустили на время, пока он не выведет весь состав батальона", - добавил журналист.
Позже пострадавших перевезли в пограничный госпиталь в Алматы, куда также приехал долечиваться Турганбек Стамбеков. Вместе с журналистом они пролежали в одной палате еще полгода и там сдружились.
В 2007 год Беденко снимал документальный фильм к 15-летию КНБ и, работая над серией про Пограничную службу, приехал в Чунджинский погранотряд, которым командовал Стамбеков.
"Командование Погранслужбы выделило вертолет для нашей съемочной группы. Когда прилетели в отряд, Тугамбек поинтересовался, что мы хотели бы снять на границе и тут же предложил запечатлеть гору Хан-Тенгри с необычного ракурса. Сначала я не понял, что он задумал. Но когда пограничный "Ми-8" поднялся на какую-то запредельную высоту, высочайшая вершина Тянь-Шаня предстала во всем своем великолепии. Мы были на минимально возможном расстоянии от пика Хан-Тенгри и сняли уникальные кадры. Для меня этот случай лишний раз стал подтверждением, насколько отважным человеком был Тургамбек Стамбеков, и как спокойно он мог пойти на риск. Но главное - он был талантливым командиром, всегда принимал взвешенные решения, в его подразделениях была жесткая дисциплина. Люди его уважали: и солдаты, и офицеры - все высказывались очень позитивно. Думаю, если бы он не погиб, то сделал бы нашу Погранслужбу самой элитной силовой структурой", - рассказал Беденко.
Фото из семейного архива семьи Стамбековых
Журналист вспоминает, что погибший полковник Турганбек Стамбеков очень трепетно относился к семье и любил жену и детей. Он брал их во все командировки и ездил с ним по заставам. Семья была очень дружной. По словам Беденко, у Стамбекова также очень порядочные и честные родственники. В прошлом году, брат Турганбека добился того, чтобы в Алматы установили небольшой мемориал погибшим в той авиакатастрофе пограничникам.
Журналист Григорий Беденко в Афганистане (Герат октябрь 2024 года)
"Я лично был шокирован, когда узнал о падении Ан-72. Я сам несколько раз летал на этом самолете. Когда еще не опубликовали список погибших, я сразу подумал, что он был на борту. Сейчас сложно говорить о причинах той трагедии. Сам самолет Ан-72 сконструирован специально для полетов в сложных метеоусловиях, в арктических зонах. Он может садиться на коротких грунтовых полосах длиной всего 300 метров, и даже на льдины в море. Эта катастрофа и сейчас кажется довольно странной, но главное, что она унесла жизнь очень талантливого командира, хорошего семьянина и товарища", - добавил Григорий Беденко.
По итогам расследования авиакатастрофы 22 января 2013 года Генеральная прокуратура Казахстана сообщила, что причиной катастрофы стал комплекс факторов: отказ радиовысотомера и автопилота; невыполнение экипажем указания авиадиспетчера об установлении на барометрическом высотомере фактического атмосферного давления на уровне ВПП аэропорта Шымкент, вследствие чего показания барометрического высотомера могли быть завышены на 385 метров; полет в условиях обледенения; пилотирование самолета помощником командира экипажа (вторым пилотом); отключение экипажем системы раннего предупреждения приближения земли.
В декабре 2012 года по факту крушения Ан-72 под Шымкентом возбуждено уголовное дело. Подозреваемым по делу стал шымкентский диспетчер Канат Акильбеков. В ходе процесса обвинение доказывало, что диспетчер слишком долго продержал самолет на высоте, из-за чего борт обледенел и разбился. В июне 2014 года срок лишения свободы был сокращен с шести до четырех лет лишения свободы.
В ответ на запрос редакции в судебной коллегии по уголовным делам нам сообщили, что на протяжении следующих трех лет осужденный неоднократно обращался в суды в порядке исполнения приговора о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в виде штрафа. Всякий раз суд города Астана отказывал в замене наказания. Последний раз суд отказал в изменение приговора 22 ноября 2017 года.
На вопрос о том, когда вышел на свободу осужденный диспетчер, в КУИС ответить не смогли. Примерно в 2018 году он отбыл наказание и, по видимому, вышел на свободу.
Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp