Карим Кажимканович - одна из самых заметных фигур в казахстанской политической элите. Трудно однозначно сказать, почему так сложилось, - здесь сыграли роль несколько факторов, и, что уж тут скрывать, одним из основополагающих была его активность в социальных сетях, благодаря которой народ стал более осведомлен о деятельности правительства.
Карим Кажимканович - одна из самых заметных фигур в казахстанской политической элите. Трудно однозначно сказать, почему так сложилось, - здесь сыграли роль несколько факторов, и, что уж тут скрывать, одним из основополагающих была его активность в социальных сетях, благодаря которой народ стал более осведомлен о деятельности правительства.
Надо сказать, что на время премьерства Карима Масимова пришлось немало событий, которые потребовали его активного участия. В качестве примера напомним, что когда он впервые стал главой правительства, наступила первая волна финансового кризиса. Мировые рынки рушились, валюты обесценивались, и казахстанцы ждали, как происходящее отразится на них. Да, девальвация произошла и у нас, но власти дали понять, что это вынужденная мера и в целом ситуация находится под контролем. Государство начало частично национализировать банки, нацкомпании оказали поддержку БВУ, выкупая у них акции.
Кризис коснулся и государственного аппарата. В 2011 году Масимов объявил, что в Казахстане ожидаются массовые сокращения госслужащих. Он пояснил, что чиновники должны нести некоторые издержки.
В том же 2011 году премьер-министр официально заявил, что Казахстан готов противостоять новому финансовому кризису.
Второй срок премьерства Масимова отметился его возросшей активностью. Первыми это заметили пользователи соцсетей. В июне 2016 года он вернулся в Twitter - впервые более чем за три года там появилась запись: "Добрый день! Выезжаю на съезд НПП. Как и обещал, жду предложений от бизнеса по хештегу #businesskz".
Хотя Масимов в Twitter был популярен всегда, именно в 2016 году премьер-министр стал, можно сказать, полноценным блогером.
К слову, сейчас у его микроблога насчитывается более 100 тысяч подписчиков. Активизировался и сайт Масимова, на котором в день выкладывалось по несколько новостей с фото- и видеоматериалами.
Уследить за поездками премьера было сложно даже по соцсетям. Вот Масимов объезжает регионы, вот он уже в Сочи на саммите глав правительств стран ЕАЭС.
Кстати, во время этой поездки премьер поднял вопрос о возвращении останков лидеров национального освободительного движения прошлого столетия Кенесары хана и Кейки батыра. И вновь об этом первыми узнали подписчики Масимова в Twitter. Медведев же пообещал разобраться и дать необходимые поручения для решения вопроса о возвращении реликвий.
Кроме того, Масимов начал внедрять новые технологии на госслужбе. Впервые при нем в селекторных совещаниях "виртуально", то есть с помощью системы видеосвязи, начали участвовать акимы мегаполисов и областей, представители различных структур. К слову, иногда такие нововведения заставали чиновников врасплох.
Например, однажды заместитель председателя Национального Банка Казахстана Галимжан Пирматов оказался в неловкой ситуации в ходе заседания правительства. Свой доклад Пирматов зачитывал по видеосвязи из Алматы председателю правительства и главам ведомств, находящимся в Астане. В какой-то момент Карим Масимов прервал выступающего и попросил его назвать золотовалютные резервы в абсолютном выражении по состоянию на начало года и на текущий день.
"В районе 27 миллиардов. У меня сейчас с собой точной цифры нет", - сообщил Пирматов. Но, очевидно, его ответ премьер-министра не устроил.
"Пока Вы докладываете, пусть Вам принесут информацию", - сказал Масимов. Пирматов закончил доклад, признав, что сейчас рядом с ним никого нет, кто мог бы принести нужные данные.
Вообще нужно отметить, что многие записи Масимова в соцсетях и его выступления были отнюдь не "канцелярскими" и "чиновничьими". В них премьер, с одной стороны, отчитывался перед народом о своей деятельности, с другой - как и любой пользователь соцсетей, рассказывал о себе, об интересных событиях в жизни. Он выкладывал архивные фото школьных и студенческих лет, болел за отечественных спортсменов.
Кстати, о спорте. Это еще один фактор, сыгравший немаловажную роль в популярности Масимова. В 51 год Карим Кажимканович, надо признать, находится в прекрасной физической форме. Сначала его участие в велопробегах и марафонах казахстанцы воспринимали с изрядной долей сарказма - мол, как и все чиновники, занимается популизмом.
Свое пристрастие к спорту премьер-министр в очередной раз доказал во время недавнего забега. Речь идет благотворительном астанинском марафоне, в котором приняли участие 4 500 человек, в том числе Карим Масимов. Глава правительства успешно пробежал дистанцию в 21,1 километра, а затем лично наградил участников, которые первыми пробежали дистанцию в 42,2 километра.
Можно предположить, что Масимова вдохновляют достижения легендарного триатолниста - Ironman'a Криса Маккормака. О нем премьер написал в Instagram, выложив фото обложки автобиографии спортсмена: "Прочитал книгу и встретился с очень интересным человеком".
Однако после того марафона вскрылись "подводные камни". Многие жители столицы начали жаловаться на пробки, возникшие во время забега. Казалось бы, это было лишь временной проблемой, и через несколько дней автомобилисты прекратили бы шумиху. Но власти отреагировали незамедлительно. "Много нареканий от горожан по организации марафона и пробкам в городе. Акимату города и организаторам надо это учитывать. Поручено Акиму Исекешеву держать это на личном контроле. #astana42k", - написал Масимов в своем Twitter.
На первый взгляд, довольно дежурная фраза - "держать на личном контроле". Но через два дня стало известно, как именно было выполнено это поручение. Впервые из-за пробок чиновник - руководитель управления автомобильных дорог Сымбат Мырзагулов - лишился должности. Другим должностным лицам из профильных ведомств были объявлены выговоры.
Многие воспринимают Масимова как оптимистичного, добродушного политика - таким он выглядит на фотографиях. Но он показывал, что может быть суров и строг, особенно если дело касается чиновников и их недоработок. Из последнего можно вспомнить разговор премьера с акимом Алматы Бауыржаном Байбеком после летних ливней, который затопили мегаполис. Тогда Масимов пообещал лично проинспектировать арычную систему Алматы и "ногами походить по арыкам" вместе с Байбеком.
Подводя итог, можно сказать, что Карим Кажимканович - политик нового поколения. И если некоторые казахстанцы с недоумением воспринимали отдельные его слова и действия, то только по той причине, что люди еще не привыкли к подобным новаторам.
То ли глаза зашорены, то ли роль играют стереотипы о госслужбе, которые Карим Масимов успешно ломал.