Как правильно говорить о людях с инвалидностью?
Актуальный словарь человека, стремящегося никого не обидеть
Слова, которые мы выбираем, отражают наше мышление, а еще – отношение к предмету речи. Современная этика обозначает как «морально устаревшие» довольно много выражений, которые еще наши родители считали приемлемыми, а наше поколение – оскорбительными стереотипами, унижающими достоинство «ярлыками». В свою очередь, верные выражения помогают формировать позитивный образ человека, показывать свое уважение к нему и налаживать контакт. В рамках проекта Jusan Bank «Возможности без границ» мы рассказываем, как корректно говорить об инвалидности, а также с людьми с инвалидностью.
Jusan – один из ведущих банков Казахстана, который обладает широким спектром финансовых и нефинансовых услуг для своих клиентов. В своей деятельности банк сосредоточен не только на предоставлении качественных услуг, но и на поддержку разных сообществ и проекты, которые помогают людям с особыми потребностями социализироваться и вести более активный образ жизни, реализуя свой творческий и спортивный потенциал.
Сегодня каждому члену общества стоит приложить собственные, ежедневные, небольшие – но важные! – усилия, чтобы изменить текущую ситуацию и свое отношение к людям с инвалидностью. Культура инклюзии вырабатывается и прививается во многом и с помощью этически выдержанной, грамотной терминологии.
ДЛЯ НАЧАЛА:
оскорбительными (в первую очередь из-за своей грубости, обобщенности и неточности) являются такие слова, как:
«инвалид», «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «обычный/неполноценный», «умственно отсталый», «калека» и многие другие. Вместо слов «аутист», «дцпэшник», «даун», «слепой", «глухонемой», «безрукий» или «безногий» следует употреблять «человек с аутизмом (с ДЦП, с синдромом Дауна)», «незрячий», «человек с нарушением слуха», «человек, не имеющий конечностей». А если вы пишете о человеке на коляске, то ни в коем случае не говорите «прикованный к инвалидной коляске» или «колясочник». Правильно - «человек, передвигающийся на коляске».
“
Слово «инвалид» как характеристика человека стало некорректным, хотя оно используется государственными органами. При написании материалов (и не только!) стоит придерживаться правила «сначала человек, потом – его особенности». Поэтому максимально нейтральной формулировкой будет «человек с инвалидностью». Не стоит также употреблять и выражение «люди с ограниченными возможностями здоровья». Это связано с тем, что людей с инвалидностью часто ограничивает отсутствие нормальных условий, а не их особенности
Кроме того, инвалидность так же не стоит излишне героизировать, избегая таких пафосных выражений, как "несмотря на свою инвалидность..." или "вопреки инвалидности...". Героизация точно также отделяет людей с инвалидностью от остального общества, как жалость или снисходительность. Помните – не нужно думать, что все люди с инвалидностью требуют к себе какого-то специального отношения. Будьте вежливы, внимательны – и не стесняйтесь уточнить правильность своих действий.
Существует также «10 общих правил этикета», составленные Карен Мейер из Национального Центра Доступности США. Они применимы к большинству ситуаций, которые могут возникнуть при взаимодействии с людьми с инвалидностью, и помогут избежать неловкости. Соблюдая их, вы не только будете звучать корректно и никого не обидите, но и благодаря точности формулировок начнете лучше понимать людей, с которыми коммуницируете.
- Обращение к человекуИнклюзивная среда подталкивает людей принимать не похожих на них, таким образом, в школах снижается частота проявлений буллинга.
- Пожатие рукиКогда вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую.
- Называйте себя и другихВстречаясь со слабовидящим или незрячим человеком, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.
- Предложение помощиЕсли вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если же вы видите, что человек прекрасно справляется с чем-либо сам, то не следует предлагать ему помощь.
- Адекватность и вежливостьОбращайтесь с взрослыми инвалидами, как со взрослыми – на «вы». Обращаться по имени и на «ты» можно только в том случае, если вы хорошо знакомы.
- Не опирайтесь на кресло-коляскуОпираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, это недопустимо. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует, уважайте его. Те же правила касаются трости, костылей.
- Внимательность и терпеливостьРазговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли – это поможет человеку ответить вам, а вам – понять его.
- Расположение для беседыБеседуя с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне – так вам будет удобнее. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет. Чтобы вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам не мешали еда, руки или, например, медицинская маска.
- Привлечение внимания человекаЧтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Не надо говорить громко без необходимости – если человек плохо слышит, он наверняка пользуется специальным аппаратом, который усиливает звук до нужного для него уровня.
- Не смущайтесьЕсли случайно допустили оплошность, сказав "Увидимся" или "Вы слышали?" тому, кто не может видеть или слышать. Абсолютно корректно говорить незрячему: «Посмотри на это», ну а пропуская человека на инвалидном кресле вперед, следует говорить: «Проходите!».
JUSAN с заботой о каждом!