1. Главная
  2. Узнай
  3. Новости
  4. Новости Казахстана

Как правильно реагировать на плохие оценки детей в школе 04 октября 2018, 09:03

Доктор психологических наук, директор НИЦ "Психология личности" КазНПУ имени Абая Жамиля Намазбаева рассказала, как стоит родителям реагировать

Доктор психологических наук, директор НИЦ "Психология личности" КазНПУ имени Абая Жамиля Намазбаева рассказала, как стоит родителям реагировать на плохие или хорошие оценки ребенка в школе, передает корреспондент Tengrinews.kz

Психолог остановилась на том, как вести себя родителям с детьми, которые получили плохие отметки в школе.

"Наша задача - не ругать детей, а найти первопричину - почему это произошло. Причин может быть много. Первая причина - нежелание учиться, то есть ребенку не привили готовность к школе, у него нет мотивации, вторая причина и самая главная, что очень много детей приходят неподготовленными к школе. Они хотят ходить, но их уровень интеллекта, готовности ниже, чем нужно. У них просто нет основы, чтобы правильно себя вести, правильно отвечать или быть успешным. Еще одна причина связана с учителями. У нас много общих проблем. Наполняемость класса, перегрузки или плохая психологическая ситуация в классе", - сказала психолог.

Она добавила, что для детей начальных классов очень высок авторитет учителя. И большинство из них приходят в школу с желанием учиться. Однако учителя не всегда чутки к своим ученикам.

"Лучше оставьте в покое оценочную ситуацию. Оставьте грубый голос. Как разговаривают с детьми родители и учителя. Они все время пытаются указывать, управлять, руководить. Надо постараться не постоянно на детей воздействовать, а научиться с ними взаимодействовать. На нормальных, человеческих условиях", - посоветовала психолог.

"В первом классе вообще эти назидания нужно оставить, нужно только хорошее, доброжелательное отношение. И тогда ребенок старается, он дома даже родителей замучает. К сожалению, учительские кадры плохо владеют психологической компетенцией, психологической культурой и не могут создать благоприятную среду общения с родителями и детьми. Создать такой климат, чтобы каждый ребенок считал себя нужным. Любить или не любить - это их право, но они должны уважать детей как личностей. Для этого нужно относиться доброжелательно, через поощрение", - отметила профессор психологии.

"Я, например, когда отдавала детей в школу в 1970-х годах, я выбирала хорошего по характеру учителя. Я ходила в школу, в ГорОНО и выбирала доброго человека в первую очередь. Не нужно ломать душу ребенка", - добавила Намазбаева.

По ее словам, у учителей есть привычка говорить отрицательное о ребенке, который что-то не умеет делать. "Это очень пагубно. А дети жизненного опыта не имеют и думают, что все у них плохо. Ребенок плачет. Так, он бедненький приходит домой. А дома ему еще и родители начинают выговаривать и ругать его за оценки", - поясняет Намазбаева.

Она также обратила внимание на проблему того, что родители забывают о своей социальной ответственности. По ее словам, всю социальную инициативу они передали школе. "Они сняли с себя эту инициативу - быть в ответе за ребенка, за его развитие. Они должны его защищать, они должны работать с учителем, помогать учителю".

По мнению профессора, не стоит и перехваливать ребенка за пятерки.

"Речь не об отметке, а о том, каким образом ребенок относится к этой отметке. Сами же учителя и родители начинают захваливать ребенка. Троечники и двоечники бывают неуверенные, эти наоборот самоуверенные. И там, и там страдают личностные компоненты.  

О троечниках и отличниках

"Несмотря ни на что, судьбу такого ребенка (троечника - прим. автора) решает его основной внутренний психический стержень - его активность. Это позволяет ему быть в постоянном поиске и, как показывает жизнь, именно такие дети (троечники или двоечники в школе), в другой социальной среде добиваются значительных успехов. У них происходит чудесное саморазвитие", - отметила Намазбаева.

Соврешенно иной сценарий возникает в судьбе многих отличников. "К сожалению, постоянное поощрение, похвала, гиперопека, субъективно повышенная оценка окружающих формируют много негативных черт у этой группы школьников. Прежде всего, это завышенная и неадекватная самооценка, излишняя самоуверенность. Это приводит к тому, что иногда они остаются социально изолированными, а также снижается их активность, не говоря уже о наличии "комплекса отличника", - заключила психолог.