Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
29 ноября 2021 10:11

Как росли цены на продукты в ноябре

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев

В ноябре рост цен на социально значимые продовольственные товары в Казахстане остановился. За первую неделю месяца по корзине в целом удорожания не было, но на 8 из 19 товаров цена поднялась на 0,4 процента, а еще на пять товаров - на 1-2 процента, передает Tengrinews.kz со ссылкой на Energyprom.kz.


В ноябре рост цен на социально значимые продовольственные товары в Казахстане остановился. За первую неделю месяца по корзине в целом удорожания не было, но на 8 из 19 товаров цена поднялась на 0,4 процента, а еще на пять товаров - на 1-2 процента, передает Tengrinews.kz со ссылкой на Energyprom.kz.

В целом, по данным аналитиков, с начала года рост по продовольственной корзине составил 10,4 процента.

В октябре уровень инфляции в Казахстане достиг 8,9 процента, и больше всего на нее повлияли именно продукты. Продовольственные товары выросли в цене на 11,3 процента за год (на 8,2 процента с начала года).

Подорожание продовольствия в этом году - это в целом мировая тенденция. В Евросоюзе в октябре текущего года продукты подорожали на 2 процента, в США - на 5,3 процента. Индекс продовольственных цен Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) в октябре составил 133,2 пункта - на 3,9 пункта (3 процента) выше сентябрьского показателя и на 31,8 пункта (31,3 процента) выше показателя октября 2020 года. В течение трех последних месяцев этот индекс вырос максимально с июня 2011 года. Увеличение связано в первую очередь с продолжающимся ростом мировых цен на растительные масла и зерновые.

В Казахстане цены на пшеницу выросли на 16,5 процента за год, цены промышленных производителей мукомольно-крупяных и крахмальных продуктов - на 16 процентов. На готовую муку цены выросли на 10,4 процента, на рожки - на 10,3 процента.

В списке социально значимых продовольственных товаров больше всего подорожали подсолнечное масло, овощи, сахар и гречневая крупа. В этих категориях наблюдается самый резкий рост цен производителей продукции АПК, как и предприятий-производителей сегмента переработки. К примеру, подсолнечное масло в рознице подорожало на 56,2 процента за год. При этом семена подсолнечника у сельхозтоваропроизводителей подорожали на 40,6 процента, а промышленные производители масел и жиров подняли цены на свою продукцию сразу на 59,3 процента.

В то же время сырое молоко выросло в цене у фермеров на 10,2 процента за год, в сегменте переработки молока и сыров цены увеличились всего на 4,6 процента, и в итоге цены на молочку в рознице поднялись лишь на 5–8 процентов.

По-другому складывается ситуация, если продукты производятся не в Казахстане, а поступают к нам в основном за счет экспорта. Производители сахара увеличили стоимость своей продукции на 14 процентов, а в рознице сахар подорожал уже на 25 процентов. При этом по итогам трех кварталов текущего года местные сахарные заводы перекрыли всего 44,5 процента спроса в секторе.

Рост торговых наценок на продукты, помимо государства, также регулируют сами торговые сети, которые в конкурентной борьбе за покупателя стремятся удержать наиболее низкие цены. В некоторых случаях даже ставить "отрицательную наценку" на некоторые социально значимые товары.

Аналитики отмечают, что на стоимость продовольственных товаров в Казахстане влияет как рост себестоимости продукции, как у производителей, так и у промышленных компаний, так и в целом мировая конъюнктура стоимости продовольствия. При этом цепочка "производитель - дистрибьютор - продавец" в стремлении сохранить объем продаваемых товаров теряет значительную часть своей маржи, в итоге сокращая объемы отчислений в бюджет.

Подпишись на наши новости в Instagram. Самые интересные видео, а также сотни комментариев казахстанцев в твоей ленте!

У Tengrinews.kz есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо на твой телефон.

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 447.35   490.7   4.75 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети