23 сентября 2014 | 11:09

Казахстан преодолел "транспортную ловушку" - пресс-секретарь Назарбаева

Даурен АБАЕВ. Фото akorda.kz

Советник - пресс-секретарь Президента Казахстана Даурен Абаев опубликовал в газете "Казахстанская правда" статью "Трудный маршрут успеха", в которой он объясняет смысл многочисленных международных транспортных проектов, которые реализует наша страна, сообщает Tengrinews.kz

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Советник - пресс-секретарь Президента Казахстана Даурен Абаев опубликовал в газете "Казахстанская правда" статью "Трудный маршрут успеха", в которой он объясняет смысл многочисленных международных транспортных проектов, которые реализует наша страна, сообщает Tengrinews.kz

Он пишет, что недавний ввод в строй сразу двух железных дорог - Жезказган - Бейнеу и Аркалык - Шубарколь, а также предстоящий запуск магистрали Казахстан - Туркменистан - Иран подводят черту под ключевым этапом транспортной стратегии РК. Благодаря этому Казахстан смог занять уникальную нишу на глобальном рынке времени и пространства, считает он.

Реклама
Реклама

В мире насчитывается 48 стран, лишенных доступа к морю, отмечает Абаев, и эти страны отрезаны от возможностей морской торговли, на которую приходится львиная доля мирового товарооборота - порядка 90 процентов. Международный торговый флот, включающий более 50 тысяч судов, формирует то, что называют глобальным рынком.

Пресс-секретарь Президента ссылается на влиятельного британского экономиста Пола Кольера, который в своей книге "Нижний миллиард" определил отсутствие выхода к морю одной из главных "ловушек", которые останавливают развитие государств, обрекая их на прозябание. "В "запертых на суше" странах проживает 40 процентов от всего "нижнего миллиарда" - беднейшей группы человечества, называемой так в противоположность "золотому миллиарду", - говорится в статье Абаева.

Исключений из этого правила очень и очень немного, продолжает он. Одним из них становится Казахстан - самая большая на планете страна, лишенная доступа к морю, на территории которой находится "полюс удаленности от Мирового океана". В новейшей мировой истории практически нет прецедентов столь впечатляющего преодоления "транспортной ловушки". "Казахстан доказал своим примером, что отсутствие прямого выхода к морю - не приговор", - пишет автор.

Даурен Абаев обращает внимание на то, что с момента получения независимости Казахстан оказался в патовом положении. Доставшаяся Казахстану транспортная система не только не обеспечивала доступ к внешним рынкам, но даже не позволяла сформировать единый внутренний рынок. Предстояло не просто построить новые дороги и трубопроводы, порты и линии электропередачи. Надлежало создать новую систему координат, пишет он.

Между тем Казахстану в 90-е годы денег катастрофически не хватало даже на насущные нужды. 

Решающую роль тогда сыграла политическая воля Нурсултана Назарбаева. Глава государства сумел заглянуть дальше текущих экономических перипетий и "увидеть за волнами море", отмечает автор. Выбор в пользу инфраструктуры Президент обосновал в Послании народу в сентябре 1999 года: "История Центральной Азии во втором тысячелетии показала, что народы, находящиеся в центре материка и не имеющие выхода к мировым коммуникациям, не имеют будущего. Судьба всех народов Центральной Азии, если убрать частности, зависит от главного: сумеем мы стать транспортным каналом мирового значения или вновь окажемся на обочине".

"Транспортная инфраструктура была определена приоритетной сферой, от которой зависит будущее страны. Тогда же были выстроены контуры стратегических проектов. Но самое главное - Президенту удалось добиться их реализации. Хотя многие страны, искавшие выход из "транспортной ловушки", застревали именно на этой стадии", - отмечает Абаев.

Во-первых, максимально используются возможности Каспийского моря. Модернизация Актауского порта превратила его в крупнейший транспортный узел, через который осуществляется почти треть грузооборота на Каспии.

Во-вторых, Казахстан закрепился в портах других стран, через которые рос поток отечественных товаров. Сейчас в числе зарубежных портовых активов числятся: Бакинский зерновой терминал, черноморский порт Батуми, зерновой терминал в балтийском порту Вентспилс, казахстанско-китайский терминал в тихоокеанском порту Ляньюньган. "В результате подобного "десанта" отрезанный от морей Казахстан сумел выстроить портовую инфраструктуру, диверсифицированную по всем направлениям", - заключает автор.

В-третьих, даже в самые непростые для экономики времена на развитие всех видов континентальных коммуникаций направлялись масштабные инвестиции. В трубопроводной сфере созданы новые транспортные коридоры по направлению Казах­стан - Китай для экспорта нефти и газа на один из крупнейших в мире рынков. Кроме того, проложен нефтепровод КТК, ставший основным маршрутом доставки нефти из Каспийского региона.

Не менее активное строительство велось в автодорожной сфере. Крупнейшим транзитным проектом мирового значения является 2700-километровый казахстанский отрезок автокоридора Западный Китай - Западная Европа.

Автор также отмечает, что за годы независимости в Казахстане построено 2500 километров железных дорог. Проложен участок международной линии Казахстан - Туркменистан - Иран, магистраль Жетыген - Коргас, ускорившая доставку грузов между Китаем и Европой. Новые дороги Жезказган - Бейнеу, Аркалык - Шубарколь, Аксу - Дегелен, Хромтау - Алтынсарин, Шар - Усть-Каменогорск напрямую связали между собой северные, центральные, западные и восточные регионы страны, сокращая расстояния на сотни километров. Увеличена пропускная способность ключевого для транзита участка Актогай - Достык.

"Небывалое строительство стальных магистралей дало рождение совершенно новой для страны отрасли - железнодорожного машиностроения и вдохнуло жизнь в обширнейшие территории", - пишет пресс-секретарь Президента.

Таким образом, по его мнению, в кратчайшие сроки была решена стратегическая задача - превратить Казахстан в транспортный узел Евразии, из тупика сделав перекрестком. Транспорт не стал "бутылочным горлышком" для развития экономики. Напротив, он оказался одним из наиболее действенных ее стимулов, создавая устойчивый спрос на товары и услуги, рабочую силу.

"Своевременно вступив в большую транспортную игру, Казахстан сумел выстроить фундамент для становления в качестве глобальной транзитной державы. И это можно назвать решающим экономическим достижением нашей страны на текущем этапе. Кроме того, созданы все предпосылки для того, чтобы избежать "ловушки средних доходов". Экономисты подсчитали, что государства, достигшие показателя ВВП в 16 тысяч долларов на душу населения, застревают на данном рубеже. Казахстан, по прогнозам, выйдет на него к 2016 году. Но созданный инфраструктурный простор и бурное развитие транспортного машиностроения дают основания полагать, что и "Проблема-2016" будет успешно решена", - пишет он.


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная