Эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Ерлан Мадиев высказался о причинах быстрой победы талибов (движение "Талибан" согласно решению Верховного суда запрещено в Казахстане) над правительственными силами Афганистана, а также поделился мнением, как ситуация в стране может повлиять на Казахстан, передает Tengrinews.kz.
Эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Ерлан Мадиев высказался о причинах быстрой победы талибов (движение "Талибан" согласно решению Верховного суда запрещено в Казахстане) над правительственными силами Афганистана, а также поделился мнением, как ситуация в стране может повлиять на Казахстан, передает Tengrinews.kz.
15 августа талибы взяли под контроль столицу Афганистана Кабул, который стал последним рубежом в их молниеносном продвижении за последние пару месяцев. Если еще в начале июля правительству Афганистана удавалось удерживать более 140 из 398 районов страны, то уже к 15 августу талибы взяли под контроль 345 районов страны.
Фото ©REUTERS
"Причины тотальной победы талибов, которые во многих случаях брали населенные пункты без боя, заключаются в низкой морально-психологической подготовке правительственных военных сил, которые практически сдали страну. К тому же правительство Ашрафа Гани не пользовалось популярностью и поддержкой среди афганского населения.
Таким образом, за 20 лет США и их союзникам не удалось построить в Афганистане не только боеспособную армию, но и создать эффективно работающие государственные институты, а также местную экономику. В итоге без "американских штыков" политический режим, который многие в стране считали марионеточным, рухнул при первом реальном испытании", - отметил эксперт.
Означает ли это провал и проигрыш США в регионе?
"На первый взгляд, ответ очевиден. США были вынуждены покинуть Афганистан, не достигнув множества декларируемых целей. Это, безусловно, нанесет серьезный удар по имиджу США на мировой арене, в особенности в глазах ее ближайших союзников.
Однако если посмотреть на ситуацию с точки зрения Realpolitik, то формируется более широкая геополитическая картинка. Уход из Афганистана свидетельствует о фундаментальных сдвигах в геополитических приоритетах США", - считает Ерлан Мадиев.
Как отметил эксперт, во-первых, американцам необходимо навести порядок у себя дома, устранив ущерб коронакризиса. 10 августа Сенат США одобрил инфраструктурный план Байдена на сумму в 1 триллион долларов. За этим должен последовать более серьезный пакет финансовых мер, направленный на социальную сферу.
Фото ©REUTERS
"Таким образом, сегодня у команды Байдена в приоритете внутреннее восстановление, и в этом контексте его администрация хотела быстрее поставить точку в афганском направлении. Во-вторых, ни для кого не секрет, что Вашингтон стремится перенести стратегический фокус в Азиатско-Тихоокеанский регион для наращивания давления на Китай.
Сократив свое военное присутствие в Афганистане, а также на Ближнем Востоке, Вашингтон высвобождает ресурсы для борьбы с Китаем, которая сегодня пронизывает практически все сферы.
Как показало первое зарубежное турне Байдена в Европу, сегодня Китай является угрозой для США номер один. В результате уход США из Афганистана следует рассматривать именно в контексте интенсификации американо-китайского глобального противостояния", - добавил эксперт ИМЭП.
Выгодно ли это Китаю?
По словам политолога, китайские эксперты рассматривали операцию США в Афганистане как инструмент стратегического давления на КНР и Россию. В этом отношении некоторые китайские аналитики писали о том, что, создав хаос и покинув Афганистан, Вашингтон намеренно создает головную боль для стран региона, а также для Китая и России. Одной из главных целей является создание угроз для реализации инициативы Пояса и Пути.
"Однако судя по активности Пекина на афганском направлении, Китай видит больше возможностей, чем угроз от прихода "Талибана". В конце июля ряд высокопоставленных представителей движения посетили Тяньзинь, где они провели переговоры с министром иностранных дел КНР Ван И. В ходе встречи талибы дали формальные гарантии Пекину о недопущении использования территории Афганистана против КНР, а также призвали китайские власти инвестировать в экономику страны.
Китай активно координирует свои действия с Москвой и Пакистаном, которые имеют традиционно тесные связи с талибами. Очевидно, что в Пекине понимают, что, придя к власти, талибам будет необходимо обустраивать экономику Афганистана, и здесь Китай выступает в качестве наиболее перспективного инвестора. Для Китай Афганистан представляет интерес не только в контексте реализации инициативы Пояса и Пути, но и для получения доступа к природным ресурсам страны, таким как металлы", - добавил Ерлан Мадиев.
Как ситуация в Афганистане может отразиться на Казахстане?
Эксперт считает, что сейчас главное не поддаваться панике и истерии, которая активно тиражируется в западных СМИ.
"Руководство Казахстана, как и других стран Центральной Азии, четко понимало, что без поддержки вооруженных сил США и НАТО падение правительства Афганистана было лишь вопросом времени. Исходя из этого, заблаговременно активизированы контакты по линии ОДКБ, а также усилена координация с ближайшими соседями. Сегодня никто не ожидает массового вторжения со стороны Афганистана в Центральную Азию.
Кроме этого, судя по текущей риторике талибов, они весьма конструктивно настроены в вопросах экономической кооперации с соседними странами. Безусловно, есть немало критиков, которые сомневаются в словах талибов. Однако факт остается фактом, без экономической кооперации со своими соседями талибам будет сложно удержать власть внутри страны.
Исходя из этого, Казахстан заинтересован в подключении Афганистана к региональной экономической кооперации, которая будет гарантировать его стабильность в долгосрочной перспективе. Афганистан является естественным мостом, связывающий страны региона с рынками Южной Азии", - подчеркнул он.
Как считает политолог, странам региона еще предстоит установить формальные контакты с новой властью в Афганистане.
Фото ©REUTERS
"Здесь проблемой выступает то, что "Талибан" по сей день признан террористической организацией на международном уровне, в том числе и в Казахстане. Многое будет зависит от действий талибов и их гибкости в формировании инклюзивного правительства в Афганистане и соблюдение базовых прав человека в стране. Казахстану следует занять выжидательную позицию и следить за международной конъюнктурой", - заключил Ерлан Мадиев.