На чем казахстанцы будут экономить в кризис, рассказала корреспонденту Tengrinews.kz президент общественного фонда "Центр социальных и политических исследований "Стратегия" Гульмира Илеуова.
На чем казахстанцы будут экономить в кризис, рассказала корреспонденту Tengrinews.kz президент общественного фонда "Центр социальных и политических исследований "Стратегия" Гульмира Илеуова.
По ее словам, расходы у граждан при росте цен на товары будут снижаться. "Либо они будут брать продукты похуже, либо будут экономить на связи, транспорте, развлекательных мероприятиях. Допустим, в Алматы самые дорогие услуги, в том числе развлекательные мероприятия. Соответственно, можно предположить, что по этим направлениям тоже будет ужиматься бюджет", - пояснила социолог, добавив, что самой большой статьей расходов казахстанцев являются расходы на продукты питания (43,5 процента).
При этом, по ее информации, произошел рост этого показателя по сравнению с 2014 годом на 1,7 процента. А если посмотреть структуру расходов, то они выросли по всем группам товаров, особенно это касается хлебопродуктов, молочных и мясных изделий. Социолог предполагает, что тенденция продолжится и в следующем году, что также может повлиять на изменения в потребительской корзине казахстанцев. "Конечно, кушать они меньше, чем нужно, не перестанут, но станут меньше потреблять более дорогие продукты, прежде всего мясо", - уверена эксперт.
При этом Илеуова объяснила, что основные негативные последствия изменений финансово-денежной и экономической политики население ощутит несколько позднее, чем, скажем, субъекты экономической деятельности.
Социолог также привела данные опроса о социальном самочувствии казахстанцев, согласно которому большинству граждан не хватает денег. Об этом заявили 48 процентов опрошенных. На втором месте обозначилась проблема возможности полноценно проводить отпуск, о чем сообщили 44 процента респондентов. Еще 39 процентам, принимавшим участие в опросе, не хватает автомобиля, а 30 процентов признались, что им нужно больше гарантий и реальных действий государства, которые бы препятствовали снижению уровня жизни.
Специалист также приводит статистику непродовольственной группы товаров, согласно которой уже в первом квартале 2015 года, по сравнению с прошлым годом, произошло снижение потребления практически всех видов, за исключением одежды и обуви, горюче-смазочных материалов для личного транспорта.
"Обращаю внимание на снижение расходов на товары личной гигиены почти в два раза - с 3652 тенге до 1766 тенге. Также можно сказать, что стратегия экономии продолжится и в ближайшей и в среднесрочной перспективе", - пояснила Илеуова.
Помимо этого, расходы населения на платные услуги, составляющие четвертую часть всех расходов населения, в 2015 году показали рост по сравнению с 2014 годом.
Илеуова рассказала, что, согласно их исследованию в 2009 году, они обнаружили, что у значительной части населения стратегии расходования средств выглядит следующим образом: "Со всеми долгами расплатиться, а на оставшиеся деньги дотянуть до следующей зарплаты/пенсии". "Не думаю, что эта стратегия изменится и сейчас. И, в заключение, какие есть резервы у населения? Скорее всего, будут "раскулачиваться" жители Алматы и Астаны и тех регионов, где выше структура потребления. Для сравнения, приведу данные по РК и Алматы. В настоящее время в структуре расходов платные услуги составляют 32,2 процента в Алматы. Но если от высоких коммунальных расходов никуда не денешься, то, видимо, алматинцам придется сократить потребление платных услуг (такси, связь, кафе/рестораны и другие увеселительные мероприятия)", - пояснила она в своем отчете.
Отметим, ежеквартальное исследование международной исследовательской компании 4Service рынка мобильной связи показало, что казахстанцы стали чаще выбирать более выгодные тарифы - до 1000 тенге в месяц. "Если исследование за прошлый квартал показало, что 38 процентов абонентов расходуют в месяц не более одной тысячи тенге на связь, то в декабре их число увеличилось до 44 процентов. Также с 40 процентов до 35 сократилось число пользователей, которые тратят до 2000 тенге в месяц", - пояснили в исследовании.
Помимо этого, по данным компании Nielsen, около 50 процентов жителей страны стали экономить на свежих продуктах (мясо, рыба, овощи и фрукты), расходы на которые занимают значительную долю семейного бюджета, а 43 процента снизили расходы на дорогие продукты. В целом, те, кто вынужден адаптироваться к растущим ценам, чаще всего начинают покупать только самые необходимые товары, снизив расходы на дорогие продукты (43 процента).