25 декабря 2015 | 11:52

На чем казахстанцы будут экономить в кризис

Фото с сайта majormoney.ru

На чем казахстанцы будут экономить в кризис, рассказала корреспонденту Tengrinews.kz президент общественного фонда "Центр социальных и политических исследований "Стратегия" Гульмира Илеуова.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

На чем казахстанцы будут экономить в кризис, рассказала корреспонденту Tengrinews.kz президент общественного фонда "Центр социальных и политических исследований "Стратегия" Гульмира Илеуова.

По ее словам, расходы у граждан при росте цен на товары будут снижаться. "Либо они будут брать продукты похуже, либо будут экономить на связи, транспорте, развлекательных мероприятиях. Допустим, в Алматы самые дорогие услуги, в том числе развлекательные мероприятия. Соответственно, можно предположить, что по этим направлениям тоже будет ужиматься бюджет", - пояснила социолог, добавив, что самой большой статьей расходов казахстанцев являются расходы на продукты питания (43,5 процента).

Реклама
Реклама

При этом, по ее информации, произошел рост этого показателя по сравнению с 2014 годом на 1,7 процента. А если посмотреть структуру расходов, то они выросли по всем группам товаров, особенно это касается хлебопродуктов, молочных и мясных изделий. Социолог предполагает, что тенденция продолжится и в следующем году, что также может повлиять на изменения в потребительской корзине казахстанцев. "Конечно, кушать они меньше, чем нужно, не перестанут, но станут меньше потреблять более дорогие продукты, прежде всего мясо", - уверена эксперт. 

При этом Илеуова объяснила, что основные негативные последствия изменений финансово-денежной и экономической политики население ощутит несколько позднее, чем, скажем, субъекты экономической деятельности.

Социолог также привела данные опроса о социальном самочувствии казахстанцев, согласно которому большинству граждан не хватает денег. Об этом заявили 48 процентов опрошенных. На втором месте обозначилась проблема возможности полноценно проводить отпуск, о чем сообщили 44 процента респондентов. Еще 39 процентам, принимавшим участие в опросе, не хватает автомобиля, а 30 процентов признались, что им нужно больше гарантий и реальных действий государства, которые бы препятствовали снижению уровня жизни.

Специалист также приводит статистику непродовольственной группы товаров, согласно которой уже в первом квартале 2015 года, по сравнению с прошлым годом, произошло снижение потребления практически всех видов, за исключением одежды и обуви, горюче-смазочных материалов для личного транспорта.

"Обращаю внимание на снижение расходов на товары личной гигиены почти в два раза - с 3652 тенге до 1766 тенге. Также можно сказать, что стратегия экономии продолжится и в ближайшей и в среднесрочной перспективе", - пояснила Илеуова.

Помимо этого, расходы населения на платные услуги, составляющие четвертую часть всех расходов населения, в 2015 году показали рост по сравнению с 2014 годом.

Илеуова рассказала, что, согласно их исследованию в 2009 году, они обнаружили, что у значительной части населения стратегии расходования средств выглядит следующим образом: "Со всеми долгами расплатиться, а на оставшиеся деньги дотянуть до следующей зарплаты/пенсии". "Не думаю, что эта стратегия изменится и сейчас. И, в заключение, какие есть резервы у населения? Скорее всего, будут "раскулачиваться" жители Алматы и Астаны и тех регионов, где выше структура потребления. Для сравнения, приведу данные по РК и Алматы. В настоящее время в структуре расходов платные услуги составляют 32,2 процента в Алматы. Но если от высоких коммунальных расходов никуда не денешься, то, видимо, алматинцам придется сократить потребление платных услуг (такси, связь, кафе/рестораны и другие увеселительные мероприятия)", - пояснила она в своем отчете. 

Отметим, ежеквартальное исследование международной исследовательской компании 4Service рынка мобильной связи показало, что казахстанцы стали чаще выбирать более выгодные тарифы - до 1000 тенге в месяц. "Если исследование за прошлый квартал показало, что 38 процентов абонентов расходуют в месяц не более одной тысячи тенге на связь, то в декабре их число увеличилось до 44 процентов. Также с 40 процентов до 35 сократилось число пользователей, которые тратят до 2000 тенге в месяц", - пояснили в исследовании. 

Помимо этого, по данным компании Nielsen, около 50 процентов жителей страны стали экономить на свежих продуктах (мясо, рыба, овощи и фрукты), расходы на которые занимают значительную долю семейного бюджета, а 43 процента снизили расходы на дорогие продукты. В целом, те, кто вынужден адаптироваться к растущим ценам, чаще всего начинают покупать только самые необходимые товары, снизив расходы на дорогие продукты (43 процента).

Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная