05 августа 2013 | 14:12

Не доверять маркировкам "халал" призвали казахстанцев

Фото ©REUTERS

Представители организаций по защите прав потребителей назвали надписи "Халал" на продуктах маркетинговым ходом, который зачастую является обманом потребителей, передает корреспондент Tengrinews.kz. По мнению члена-корреспондента общественного фонда защиты прав потребителей "Наследие традиций предков" Армангазы Муратова, в Казахстане бизнесмены используют такие надписи на продуктах и вывесках для привлечения клиентов и получения дополнительной прибыли. Отметим, что, согласно официальной позиции Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий, присвоение знака "Халал" не относится к обязательным требованиям безопасности продукции. Поэтому, сертификации уполномоченные органы от производителей не требуют, говорится в ответе чиновников на запрос корреспондента. По информации ведомства, в Казахстане действуют два национальных и один иностранный стандарт "Халал". Национальные стандарты регламентируют производство вареных колбас и обслуживание гостиниц. Еще один, малайзийский, стандарт более обширен, он называется "Руководство по производству, изготовлению, обработке и хранению продукции HALAL". Бизнесмены могут получать соответствующие документы по собственной инициативе, отмечают чиновники. В этом случае соответствующие организации выдают предпринимателям документы на добровольной основе. Бизнесмены проходят регистрацию в собственном реестре организации и получают документы после курса обучения: свидетельства и сертификаты. Как отметил Армангазы Муратов, в 90 процентах случаев бизнесмены используют надписи "Халал" безосновательно. "Мы около 50 вывесок в Алматы сняли по своей работе. Мы попросили их убрать или подтвердить. Они сами понимают, что у них реального основания нет", - сказал Муратов. Он сообщил, что были случаи, когда в продукции "Халал", в частности колбасе и жевательной резинке, обнаруживали свинину. В случае с колбасой предприниматели по просьбе общественников поменяли название продукции. По мнению Муратова, такие инциденты объясняются тем, что рынок "халал" не урегулирован и не контролируется. Монополии на сертификацию продукции "Халал" на казахстанском рынке также нет, считает Муратов. "Сейчас производители, пользуясь тем, что не определен рынок, от своего имени ставят марки "Халал". Мы запрашиваем у них у всех, есть ли у кого-то эта связь, - сказал Муратов, - Каждый может вывески вывешивать, пока он не обманул меня, как потребителя. Но, если мне дают "Халал" и я его проверяю тестами и обнаруживаю свинину - это же обман". Он сообщил, что существуют индивидуальные тестеры для определения наличия свинины в продуктах, и есть возможность заказать лабораторный анализ. Вопросы к маркировке "Халал" есть и у президента "Национальной лиги потребителей Казахстана" Светланы Романовской. Она считает, что казахстанцы должны решать вопрос соответствия продуктов названию "Халал" самостоятельно. Есть у Романовской и рекомендации для бизнесменов. "Им надо независимые организации по защите прав потребителей, просто потребителей возить на заводы, показывать, насколько соблюдаются (стандарты -Прим. автора). Я бы рекомендовала установить камеры и в онлайн-режиме (транслировать - Прим. автора), чтобы каждый потребитель мог зайти и посмотреть, насколько соблюдаются все обычаи, которые необходимы, чтобы эта продукция "Халал" называлась", - сказала Романовская. Муратов, в свою очередь, в качестве одного из решений проблем на казахстанском рынке, предложил российский опыт. По его словам, в РФ при выдаче сертификатов "Халал" организация предоставляет получателям в штат инспектора, который следит за соответствием выпускаемых продуктов всем стандартам. Но, по его словам, казахстанские предприниматели, которые используют эту символику, не допускают общественников к проверкам. Между тем, председатель Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава Жандарбек Бекшин на пресс-конференции в Астане заявил, что продукция "Халал" в Казахстане не всегда соответствуют санитарным нормам. "В последнее время много объектов открываются с надписью "Халал". Мы смотрим именно на санитарные вопросы. Например, в каких условиях производится эта продукция, и иногда такие объекты не отвечают требованиям санитарного режима", - сказал он. Кроме того, в целом, говоря о качестве продуктов питания на казахстанском рынке, главный санитарный врач советует казахстанцам не приносить и не давать в качестве гостинцев "саркыт" скоропортящиеся продукты, не накрывать на стол за 2-3 часа до прихода гостей и обращать внимание на качество и состояние приобретаемых продуктов питания на рынках страны. "Так как сейчас лето, хотел бы обратить внимание - не покупать продукты питания в случайных местах, без сертификатов соответствия. Этим вы сохраните здоровье себе и своим близким. Как известно, после месяца Рамадан или других торжеств приносят гостинцы. Иногда приносят даже кондитерские изделия, салаты. Мы обращаемся к хозяевам торжеств: наши рекомендации - брать только не портящиеся продукты питания или сухие изделия, как конфеты, печенья, фрукты, овощи", - отметил Бекшин.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети
Представители организаций по защите прав потребителей назвали надписи "Халал" на продуктах маркетинговым ходом, который зачастую является обманом потребителей, передает корреспондент Tengrinews.kz. По мнению члена-корреспондента общественного фонда защиты прав потребителей "Наследие традиций предков" Армангазы Муратова, в Казахстане бизнесмены используют такие надписи на продуктах и вывесках для привлечения клиентов и получения дополнительной прибыли. Отметим, что, согласно официальной позиции Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий, присвоение знака "Халал" не относится к обязательным требованиям безопасности продукции. Поэтому, сертификации уполномоченные органы от производителей не требуют, говорится в ответе чиновников на запрос корреспондента. По информации ведомства, в Казахстане действуют два национальных и один иностранный стандарт "Халал". Национальные стандарты регламентируют производство вареных колбас и обслуживание гостиниц. Еще один, малайзийский, стандарт более обширен, он называется "Руководство по производству, изготовлению, обработке и хранению продукции HALAL". Бизнесмены могут получать соответствующие документы по собственной инициативе, отмечают чиновники. В этом случае соответствующие организации выдают предпринимателям документы на добровольной основе. Бизнесмены проходят регистрацию в собственном реестре организации и получают документы после курса обучения: свидетельства и сертификаты. Как отметил Армангазы Муратов, в 90 процентах случаев бизнесмены используют надписи "Халал" безосновательно. "Мы около 50 вывесок в Алматы сняли по своей работе. Мы попросили их убрать или подтвердить. Они сами понимают, что у них реального основания нет", - сказал Муратов. Он сообщил, что были случаи, когда в продукции "Халал", в частности
Реклама
Реклама
колбасе и жевательной резинке, обнаруживали свинину. В случае с колбасой предприниматели по просьбе общественников поменяли название продукции. По мнению Муратова, такие инциденты объясняются тем, что рынок "халал" не урегулирован и не контролируется. Монополии на сертификацию продукции "Халал" на казахстанском рынке также нет, считает Муратов. "Сейчас производители, пользуясь тем, что не определен рынок, от своего имени ставят марки "Халал". Мы запрашиваем у них у всех, есть ли у кого-то эта связь, - сказал Муратов, - Каждый может вывески вывешивать, пока он не обманул меня, как потребителя. Но, если мне дают "Халал" и я его проверяю тестами и обнаруживаю свинину - это же обман". Он сообщил, что существуют индивидуальные тестеры для определения наличия свинины в продуктах, и есть возможность заказать лабораторный анализ. Вопросы к маркировке "Халал" есть и у президента "Национальной лиги потребителей Казахстана" Светланы Романовской. Она считает, что казахстанцы должны решать вопрос соответствия продуктов названию "Халал" самостоятельно. Есть у Романовской и рекомендации для бизнесменов. "Им надо независимые организации по защите прав потребителей, просто потребителей возить на заводы, показывать, насколько соблюдаются (стандарты -Прим. автора). Я бы рекомендовала установить камеры и в онлайн-режиме (транслировать - Прим. автора), чтобы каждый потребитель мог зайти и посмотреть, насколько соблюдаются все обычаи, которые необходимы, чтобы эта продукция "Халал" называлась", - сказала Романовская. Муратов, в свою очередь, в качестве одного из решений проблем на казахстанском рынке, предложил российский опыт. По его словам, в РФ при выдаче сертификатов "Халал" организация предоставляет получателям в штат инспектора, который следит за соответствием выпускаемых продуктов всем стандартам. Но, по его словам, казахстанские предприниматели, которые используют эту символику, не допускают общественников к проверкам. Между тем, председатель Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава Жандарбек Бекшин на пресс-конференции в Астане заявил, что продукция "Халал" в Казахстане не всегда соответствуют санитарным нормам. "В последнее время много объектов открываются с надписью "Халал". Мы смотрим именно на санитарные вопросы. Например, в каких условиях производится эта продукция, и иногда такие объекты не отвечают требованиям санитарного режима", - сказал он. Кроме того, в целом, говоря о качестве продуктов питания на казахстанском рынке, главный санитарный врач советует казахстанцам не приносить и не давать в качестве гостинцев "саркыт" скоропортящиеся продукты, не накрывать на стол за 2-3 часа до прихода гостей и обращать внимание на качество и состояние приобретаемых продуктов питания на рынках страны. "Так как сейчас лето, хотел бы обратить внимание - не покупать продукты питания в случайных местах, без сертификатов соответствия. Этим вы сохраните здоровье себе и своим близким. Как известно, после месяца Рамадан или других торжеств приносят гостинцы. Иногда приносят даже кондитерские изделия, салаты. Мы обращаемся к хозяевам торжеств: наши рекомендации - брать только не портящиеся продукты питания или сухие изделия, как конфеты, печенья, фрукты, овощи", - отметил Бекшин.

Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная