В Актобе некоторые многодетные матери и их дети вынуждены жить в общежитии, признанном аварийным. Здесь очередь в единственный туалет, купание в тазике и детские игры в тесном коридоре, где не стихают ссоры между соседями. Как выяснил корреспондент Tengrinews.kz, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации пытаются выжить вместе с детьми в условиях, непригодных для нормальной жизни.
Комнаты без ремонта, выбитые окна, лестницы с дырами и общие санузлы, где нет воды – все это называют "временным жильем" для тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации.
41-летняя Гульжан Сейдильдина – одна из тех, кто проживает в этой пятиэтажке.
Мать шестерых детей получила комнату от акимата в этом общежитии по улице Гришина.
Но вместо облегчения от найденного крова - постоянный страх за здоровье и безопасность детей.
"Комнату дали без ремонта. В туалет детям невозможно идти. Душ в ужасном состоянии. Сырость стоит, тараканы бегают. Ночью спать невозможно. Один таракан залез в ухо дочери, другой в нос сыну. Повезли в больницу доставать. Это разве жилье для людей?" - недоумевает женщина, едва сдерживая слезы.
После развода Гульжан осталась одна с детьми. С 2018 года она стоит в очереди на жилье - сейчас ее номер 385.
Получает алименты - 150 тысяч тенге. Но на аренду квартиры, по ее словам, этих денег не хватает. Да и не каждый готов впускать в квартиру многодетные семьи.
Женщина утверждает, что несколько месяцев жила на улице, обивая пороги ведомств. И вот ей дали комнату в общежитии без ремонта.
"17-летний сын отказался здесь жить и ушел к приятелю. Сейчас пока с ним проживает. Не хочет приходить в это общежитие. Я сама немного побелили стены, кое-что привела в порядок. Но стоит выйти за порог комнаты – мрак полный", - говорит Гульжан.
Это общая душевая, уборную Гульжан постеснялась показывать...
В похожей ситуации оказалась и Нурзия Караулбекова. Она тоже воспитывает детей одна, у нее их пятеро.
Самому старшему - 12, младшему - всего год. Восемнадцать квадратных метров – единственное пространство, где дети спят, едят, играют и купаются.
Кухня и санузел – общие, в ужасном состоянии.
"На кухне общая раковина, в душевой нет воды, в туалете - дышать невозможно. А соседи жалуются, что дети бегают, шумят. А как иначе? Они же маленькие. То выбежали, то вернулись. Участкового вызывали несколько раз, даже он устал от этих конфликтов", - рассказывает женщина.
Недовольны не только те, кто получил временное жилье от акимата, но и те, кто живет здесь по праву собственности.
Например, женщина, владеющая сразу несколькими комнатами, недоумевает, почему сюда продолжают заселять многодетных.
"Это здание под снос. А они продолжают сюда заселять людей с детьми. Почему? Ведь утром и вечером тут ад. Очереди в туалет, к плите, в душ. По три-четыре ребенка из одной семьи. Это не жилье, это выживание", - возмущается местная жительница.
На первом этаже общежития живут пожилые женщины, тоже оказавшиеся в непростой ситуации.
66-летняя Жайнакуль Батырова получила от акимата крошечную комнату – бывшую кладовку площадью шесть квадратных метров. Женщина еле передвигается, живет одна. Есть дочь, с которой не общается.
Большую часть времени пожилая женщина проводит в душной захламленной комнате, не в силах даже помыться без посторонней помощи.
Иногда к ней заглядывает соседка – 62-летняя Латипа Жанаманова, которая проживает в такой же крохотной комнате.
"Я хоть иногда Жайнакуль купаю. Сама тоже пенсионерка. До этого с мужем 9 лет в вагончике жили, потом акимат сюда поселил. Говорят, ни под какую категорию не подходим. Поэтому в очередь на жилье не ставят... Видимо, доживать здесь будем..." - вздыхает пенсионерка.
По данным акимата, здание действительно находится в аварийном состоянии. В прошлом году его обследовали специалисты - железобетонные конструкции признаны ограничено работоспособными, лестницы и кровля аварийные.
Из 225 комнат в общежитии 13 находятся на балансе акимата. Именно в них и заселили людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
"Мы никого не принуждаем. Все, кто заселяется, делают это добровольно. Это временное жилье, до наступления очереди на квартиру по госпрограмме", - пояснил руководитель отдела жилищных отношений Актобе Мадияр Кабыл.
На деле "временное" жилье для многих оборачивается годами ожидания.
Люди продолжают жить в сырости и разрухе, надеясь, что очередь на квартиру все-таки подойдет.
Некоторые - делают хоть минимальный ремонт, другие - пускают все на самотек. Виной тому - бедность, усталость, отчаяние, привычка к безысходности.
Фото Tengrinews.kz
А здание тем временем продолжает рушиться. И пока никто точно не знает, что развалится первым - стены или чья-то последняя надежда.
“Мы рады урагану“: новоселы увидели, в каких домах им предлагали жить
Ранее мы рассказывали о том, как в Павлодарской области в городе Аксу две двухэтажные новостройки, предназначенные для многодетных семей, выпускников детдомов и лиц с инвалидностью, не выдержали первых сильных ветров.
Ураган, пронесшийся по городу на прошлой неделе, сорвал крыши с домов, повредил облицовку и стены в квартирах. Новоселы, получившие жилье по госпрограмме, признались, что даже обрадовались произошедшему: именно стихия показала, в какие некачественные дома их собирались заселить.
