Эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов высказался о причинах подорожания бензина в Казахстане при росте мировых цен на нефть, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов высказался о причинах подорожания бензина в Казахстане при росте мировых цен на нефть, передает корреспондент Tengrinews.kz.
"Все мы видим мировые котировки/фьючерсы цен на нефть, к примеру, сорта Brent. Это эталонный сорт нефти. Наша нефть, как и многие другие виды, торгуется с дисконтом/скидкой к этой цифре из-за разного качества и других экономических причин. Средний дисконт - около трех долларов за баррель. То есть сегодня мировая цена сложилась на уровне 67 долларов, наша нефть торгуется/покупается по цене около 64 долларов, или 27 200 тенге, за баррель. В одном барреле округленно 160 литров, это мера объема. Разделим 27 200 на 160 и получим 170 тенге. Это мировая цена одного литра нефти. Теперь вспомним текущую цену на бензин в Казахстане - около 160 тенге. То есть бензин в Казахстане стоит дешевле стоимости просто сырой нефти", - сказал Олжас Байдильдинов на брифинге СЦК с участием представителей Министерства энергетики.
По его словам, нефтедобывающие компании поставляют сырую нефть на внутренний рынок по цене около 100 тысяч тенге за тонну, это 235 долларов, или около 32 долларов за баррель, примерно 86 тенге за один литр. По мнению Байдильдинова, это в два раза ниже мировых цен.
"Переработка нефти в Казахстане в 2020 году составила 15,8 миллиона тонн. Это официальная цифра. К слову, сегодня мы на 100 процентов обеспечены казахстанскими нефтепродуктами. Отечественный рынок ГСМ всегда был и остается социально ориентированным. Цены в Казахстане всегда были ниже мировых. Конечно, в этой сумме будут транспортные расходы, пошлины и так далее, так как эту нефть еще нужно доставить на мировые и европейские рынки. Но в целом наш внутренний рынок всегда субсидировался нефтяными компаниями примерно на два миллиарда долларов в год. Около одного миллиарда долларов из этой недополученной выручки приходится на "КазМунайГаз", - добавил Байдильдинов.
Как отметил спикер, сложившуюся ситуацию с бензином сложно назвать нормальной. Он считает, что цены при рыночной экономике должны были вырасти еще год назад. Однако этого не произошло, несмотря на рост акцизов на переработку с января 2020 года из-за спада потребления.
"Действительность такова, что у нас низкие цены. Почему они не росли в прошлом году? Министерством нацэкономики был повышен акциз на переработку. Цены должны были вырасти в начале прошлого года. Но пандемия отразилась на спросе, поэтому мы и не увидели роста, а затем снижения цен. Для нас цены розничные не изменились. Почему они растут сейчас? Текущие цены ниже себестоимости уже длительное время. Проще говоря, чем ниже будет курс, тем выше будет цена на бензин.
На себестоимость также влияют и заработные платы. Когда на западе страны бастуют работники сервисных компаний с требованием увеличить заработную плату, мы, конечно, им сочувствуем, сопереживаем. Это нормальная человеческая реакция. Но этот эффект бабочки входит в себестоимость бензина, за который будем платить мы все. Однако в долларовом выражении текущая цена на бензин в Казахстане находится на уровне 2004 года", - добавил он.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!
Tengrinews.kz также есть в Aitu! Добавляйтесь к нам!