Положение о согласованной внешней политике в Договоре между Казахстаном и Россией о добрососедстве и союзничестве в XXI веке вызвало опасения у сенаторов, передает корреспондент Tengrinews.kz с расширенного заседания комитета по обороне и безопасности палаты.
Положение о согласованной внешней политике в Договоре между Казахстаном и Россией о добрососедстве и союзничестве в XXI веке вызвало опасения у сенаторов, передает корреспондент Tengrinews.kz с расширенного заседания комитета по обороне и безопасности палаты.
"Стороны будут проводить согласованную внешнюю политику. Какова глубина этой согласованности? Каждую ноту мы должны согласовывать с российской стороной, или что это означает?" - спросил у вице-министра иностранных дел Аскара Мусинова председатель комитета Сената Икрам Адырбеков.
"Действительно, статья 4 - это одна из главных статей этого договора - содержит такое положение о согласованной внешней политике. Но я хотел бы подчеркнуть, что Министерство иностранных дел, как и все государственные органы РК, при подписании любых договоров с зарубежными партнерами прежде всего ориентируется на принцип нашего государственного суверенитета и независимости. То есть никакой из договоров не может идти в ущерб нашей Конституции и нашим основным законам. Таким образом, согласованная внешняя политика не подразумевает ежедневного согласования наших шагов на внешнеполитической арене. Она подразумевает скорее механизм взаимных консультаций и информирование друг друга о планируемых и предпринимаемых шагах во внешней политике", - ответил ему Мусинов.
При этом он подчеркнул, что Казахстан не всегда занимает ту же самую позицию, что и Россия. "Последние события об этом свидетельствуют. Если посмотреть по результатам голосования в Организации объединенных наций по резолюции в отношении аннексии Крыма, то Казахстан находился в числе не поддержавших шаги, предпринятые Россией в этом направлении. Кроме того, в результате переговоров нам удалось убедить российских партнеров в том, что у нас есть свой подход и взгляд на такие международные проблемы, как сирийский кризис, иранская проблематика, ситуация вокруг Южной Осетии и Абхазии. У нас есть своя точка зрения и выработанная внешняя политика относительно конфликтов на постсоветском пространстве", - сказал вице-министр. Таким образом, по словам докладчика, внешняя политика Казахстана остается независимой и суверенной, но вместе с тем существует механизм взаимного информирования и консультаций по злободневным международным вопросам.
"В вашем представлении, нам кажется, все ясно. А как россияне представляют эту статью? Не будут ли после ратификации требовать, ссылаясь на эту статью, согласования каждого шага во внешней политике нашей страны?" - снова усомнился депутат Адырбеков.
Однако Мусинов заверил его, что во время переговоров касательно этого Договора казахстанская сторона "недвусмысленно заявила о том, что никогда, ни на йоту не поступится своим суверенитетом и независимостью, в том числе и в области внешней политики".
"Думаю, что данная статья не приведет к необратимым последствиям - к нашему попаданию в зависимость от внешней политики РФ. (...) Под согласованностью в данном случае я бы скорее подразумевал полный обмен доступной информацией. Требования о согласовании нашего внешнеполитического курса с Кремлем или какой-то другой державой нами отвергаются сразу", - заключил он.