Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
04 декабря 2009 17:18

"Рабочий и колхозница"

Алан Кожахметов Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Рабочий и колхозница вернулись. Не в смысле символа единства рабочих и крестьян, а как памятник, который называют величайшим произведением скульптуры 20-го века. Без сомнения он знаком не только всем жителям бывшего СССР, но и многим людям за рубежом. Этот монумент можно определить, как советский аналог статуи Свободы в США

История создания

Все началось в 30-х годах прошлого века, когда Советский союз готовился принять участие во Всемирной выставке в Париже (в 1937 году). Именно тогда архитектору Борису Иофану пришла идея увенчать будущий советский павильон грандиозной скульптурой. Позже Иофан напишет, что во время работы над проектом у него “очень скоро родился образ юноши и девушки, олицетворяющих собой хозяев советской земли - рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов - серп и молот”. Интересно, что по воспоминаниям секретаря Иофана И.Ю.Эйгеля, на создание “Рабочего и колхозницы” архитектора натолкнула идея греческой статуи “Тираноборцы”, изображающей двух античных героев, стоящих рядом с мечами в руках. Когда речь зашла о том, из чего же сделать монумент, Иофана убедили использовать новый для того времени материал - нержавеющую хромоникелевую сталь. Соединять же детали скульптуры (статуя была сборно-разборной) решили не с помощью заклепок (как на американской статуе), а сваркой. Надо отметить, что если вначале многие скульпторы сомневались в пригодности нержавеющей стали, то после показа опытных образцов, все сомнения по этому поводу исчезли. (В то время писали, что хромоникелевая сталь является одним из выдающихся достижений металлургии и по своим антикоррозийным свойствам равноценна золоту). Летом 1936 года на статую для Парижского павильона объявили закрытый конкурс, на котором победила скульптор Вера Мухина. Ее композиция была признана самой лучшей. Вот как впоследствии напишет об этом знаменитый советский режиссер Анатолий Эфрос: "эскиз Мухиной выделился сразу же среди нескольких композиций, представленных на конкурс. Он быстро получил одобрение. В нем наличествовали частичные недостатки, которые предложено было исправить, но основное и главное уже было выиграно: Мухина дала живое решение - горячее и величественное разом, именно такое, какое нужно, чтобы встать на международной выставке, среди павильонов пятидесяти капиталистических государств - достойной эмблемой советского строя". К слову, после показа монумента "Рабочий и колхозница" на Всемирной выставке, Вера Мухина была признана величайшим мастером 20-го века.

Особенности конструкции

Непосредственное изготовление монумента, потребовало от скульпторов решения сложных инженерных задач. Одним из самых трудных элементов композиции оказался развевающийся шарф. Придерживаемый откинутой назад рукой колхозницы, его размер составлял около 30 метров, вынос 10 метров. При весе в пять с половиной тонн он должен был держаться по горизонтали без всякой подпорки. Рассказывают, что директор завода где проходила сборка конструкции, побоявшись, что скульпторы не справятся с этим элементом, написал донос Сталину. Он жаловался, что шарф придуманный Мухиной, может сломать всю композицию при порыве ветра, а в складках юбки колхозницы якобы возникает профиль “врага народа” Троцкого. К счастью, особых последствий на ход работ этот "сигнал" не оказал. (Рассказывают, что когда монтаж был закончен, Сталин ночью приехал на завод и при свете прожекторов сам осмотрел статую. Наутро Мухиной передали, что правительство очень довольно). После завершение всех работ, длившихся, кстати, 3,5 месяца, габариты скульптуры выглядели следующим образом: высота от подножия до конца серпа - 24,5 метра, рост рабочего - 17,25 метров (длина его руки - 8,5 метров, высота головы - более 2 метров), рост колхозницы - 10 метров, общий вес - почти 75 тонн. Сама статуя представляла собой металлический каркас, обшитый листами стали толщиной от 0,5 до 1 миллиметра. Чтобы вывезти памятник в Париж, его разрезали на 65 частей, которые вместе с инструментами заняли 28 железнодорожных вагонов (один состав). Когда в Польше поезд задержали под предлогом того, что некоторые ящики могут не пройти в туннеле, один из инженеров отрезал автогеном куски статуи, чтобы после приварить их на месте. Сборка скульптуры заняла 11 дней, вместо предполагавшихся 25-ти. Увидеть скульптурную группу на постаменте (высотой около 31 метра) советского павильона жители и гости французской столицы смогли 1 мая 1937 года. Рассказывают, что когда на строительство немецкого павильона приехали высокие лица из Германии, они потребовали, чтобы немецкий павильон был выше советского. В результате башня с огромным гербом нацистского рейха - орел, держащий в когтях свастику, оказалась прямо перед лицами “Рабочего и колхозницы”. Однако, как отметили многие, скульптурная пара настолько доминировала в общей панораме берега Сены, что статическая немецкая башня казалась перед ними просто неуместным препятствием.

Назад в Москву

Монумент так понравился французам, что после выставки они стали даже собирать деньги, чтобы выкупить ее у СССР. Однако советское правительство решило демонтировать и перевезти композицию в Москву. Рабочие, осуществлявшие демонтаж, не были знакомы со сложной спецификой скульптуры - ее просто разрезали на части и свалили на платформы. В итоге, только головы и мужская рука скульптуры доехали до Москвы без повреждений. На родине “Рабочего и колхозницу” ждал оглушительный успех, скульптурой гордились. Поэтому ее решили восстановить (но уже из более толстых листов стали) и через восемь месяцев после возвращения статую установили в Москве перед перед Северным входом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВВЦ). Однако из-за спешки, а может и по другим причинам, первоначальная высота пьедестала была уменьшена в три раза (до 11 метров) и неудачность такого решения стала очевидной сразу же после установки монумента. Самой большой мечтой Веры Мухиной было поставить “Рабочего и колхозницу” над Москвой, на Ленинских горах. Неоднократно мастер просила правительство удовлетворить эту просьбу, однако сбыться ее мечте было не суждено. В 1979 году скульптуру отреставрировали. Позже ее чуть не продали одной американской фирме (продажей занимался небезызвестный адвокат Анатолий Кучерена). В октябре 2003 года началась масштабная реконструкция скульптуры, а величину постамента решили восстановить до первоначальной (как на выставке в Париже). По новому проекту он будет даже чуть выше - около 37 метров, а внутри разместится павильон с выставочным залом, музеем киноискусства, театром и подземной парковкой. На работу власти выделили миллион долларов, но из-за споров и разбирательств между инвестором и подрядчиками работы затягивались. Несмотря на это, сегодня жители и гости российской столицы снова смогут увидеть бессмертное творение Веры Мухиной. Однако теперь это будет совершенно другой взгляд - наверное, такой же восторженный, как у парижан в далеком 1937 году.

Рабочий и колхозница вернулись. Не в смысле символа единства рабочих и крестьян, а как памятник, который называют величайшим произведением скульптуры 20-го века. Без сомнения он знаком не только всем жителям бывшего СССР, но и многим людям за рубежом. Этот монумент можно определить, как советский аналог статуи Свободы в США

История создания

Все началось в 30-х годах прошлого века, когда Советский союз готовился принять участие во Всемирной выставке в Париже (в 1937 году). Именно тогда архитектору Борису Иофану пришла идея увенчать будущий советский павильон грандиозной скульптурой. Позже Иофан напишет, что во время работы над проектом у него “очень скоро родился образ юноши и девушки, олицетворяющих собой хозяев советской земли - рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов - серп и молот”. Интересно, что по воспоминаниям секретаря Иофана И.Ю.Эйгеля, на создание “Рабочего и колхозницы” архитектора натолкнула идея греческой статуи “Тираноборцы”, изображающей двух античных героев, стоящих рядом с мечами в руках. Когда речь зашла о том, из чего же сделать монумент, Иофана убедили использовать новый для того времени материал - нержавеющую хромоникелевую сталь. Соединять же детали скульптуры (статуя была сборно-разборной) решили не с помощью заклепок (как на американской статуе), а сваркой. Надо отметить, что если вначале многие скульпторы сомневались в пригодности нержавеющей стали, то после показа опытных образцов, все сомнения по этому поводу исчезли. (В то время писали, что хромоникелевая сталь является одним из выдающихся достижений металлургии и по своим антикоррозийным свойствам равноценна золоту). Летом 1936 года на статую для Парижского павильона объявили закрытый конкурс, на котором победила скульптор Вера Мухина. Ее композиция была признана самой лучшей. Вот как впоследствии напишет об этом знаменитый советский режиссер Анатолий Эфрос: "эскиз Мухиной выделился сразу же среди нескольких композиций, представленных на конкурс. Он быстро получил одобрение. В нем наличествовали частичные недостатки, которые предложено было исправить, но основное и главное уже было выиграно: Мухина дала живое решение - горячее и величественное разом, именно такое, какое нужно, чтобы встать на международной выставке, среди павильонов пятидесяти капиталистических государств - достойной эмблемой советского строя". К слову, после показа монумента "Рабочий и колхозница" на Всемирной выставке, Вера Мухина была признана величайшим мастером 20-го века.

Особенности конструкции

Непосредственное изготовление монумента, потребовало от скульпторов решения сложных инженерных задач. Одним из самых трудных элементов композиции оказался развевающийся шарф. Придерживаемый откинутой назад рукой колхозницы, его размер составлял около 30 метров, вынос 10 метров. При весе в пять с половиной тонн он должен был держаться по горизонтали без всякой подпорки. Рассказывают, что директор завода где проходила сборка конструкции, побоявшись, что скульпторы не справятся с этим элементом, написал донос Сталину. Он жаловался, что шарф придуманный Мухиной, может сломать всю композицию при порыве ветра, а в складках юбки колхозницы якобы возникает профиль “врага народа” Троцкого. К счастью, особых последствий на ход работ этот "сигнал" не оказал. (Рассказывают, что когда монтаж был закончен, Сталин ночью приехал на завод и при свете прожекторов сам осмотрел статую. Наутро Мухиной передали, что правительство очень довольно). После завершение всех работ, длившихся, кстати, 3,5 месяца, габариты скульптуры выглядели следующим образом: высота от подножия до конца серпа - 24,5 метра, рост рабочего - 17,25 метров (длина его руки - 8,5 метров, высота головы - более 2 метров), рост колхозницы - 10 метров, общий вес - почти 75 тонн. Сама статуя представляла собой металлический каркас, обшитый листами стали толщиной от 0,5 до 1 миллиметра. Чтобы вывезти памятник в Париж, его разрезали на 65 частей, которые вместе с инструментами заняли 28 железнодорожных вагонов (один состав). Когда в Польше поезд задержали под предлогом того, что некоторые ящики могут не пройти в туннеле, один из инженеров отрезал автогеном куски статуи, чтобы после приварить их на месте. Сборка скульптуры заняла 11 дней, вместо предполагавшихся 25-ти. Увидеть скульптурную группу на постаменте (высотой около 31 метра) советского павильона жители и гости французской столицы смогли 1 мая 1937 года. Рассказывают, что когда на строительство немецкого павильона приехали высокие лица из Германии, они потребовали, чтобы немецкий павильон был выше советского. В результате башня с огромным гербом нацистского рейха - орел, держащий в когтях свастику, оказалась прямо перед лицами “Рабочего и колхозницы”. Однако, как отметили многие, скульптурная пара настолько доминировала в общей панораме берега Сены, что статическая немецкая башня казалась перед ними просто неуместным препятствием.

Назад в Москву

Монумент так понравился французам, что после выставки они стали даже собирать деньги, чтобы выкупить ее у СССР. Однако советское правительство решило демонтировать и перевезти композицию в Москву. Рабочие, осуществлявшие демонтаж, не были знакомы со сложной спецификой скульптуры - ее просто разрезали на части и свалили на платформы. В итоге, только головы и мужская рука скульптуры доехали до Москвы без повреждений. На родине “Рабочего и колхозницу” ждал оглушительный успех, скульптурой гордились. Поэтому ее решили восстановить (но уже из более толстых листов стали) и через восемь месяцев после возвращения статую установили в Москве перед перед Северным входом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВВЦ). Однако из-за спешки, а может и по другим причинам, первоначальная высота пьедестала была уменьшена в три раза (до 11 метров) и неудачность такого решения стала очевидной сразу же после установки монумента. Самой большой мечтой Веры Мухиной было поставить “Рабочего и колхозницу” над Москвой, на Ленинских горах. Неоднократно мастер просила правительство удовлетворить эту просьбу, однако сбыться ее мечте было не суждено. В 1979 году скульптуру отреставрировали. Позже ее чуть не продали одной американской фирме (продажей занимался небезызвестный адвокат Анатолий Кучерена). В октябре 2003 года началась масштабная реконструкция скульптуры, а величину постамента решили восстановить до первоначальной (как на выставке в Париже). По новому проекту он будет даже чуть выше - около 37 метров, а внутри разместится павильон с выставочным залом, музеем киноискусства, театром и подземной парковкой. На работу власти выделили миллион долларов, но из-за споров и разбирательств между инвестором и подрядчиками работы затягивались. Несмотря на это, сегодня жители и гости российской столицы снова смогут увидеть бессмертное творение Веры Мухиной. Однако теперь это будет совершенно другой взгляд - наверное, такой же восторженный, как у парижан в далеком 1937 году.
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 444.32   490.7   4.78 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети