Стало известно, когда будет решена проблема с запретом установок зарядных подстанций электрокаров в паркингах многоквартирных домов. Информацию в эксклюзивном интервью корреспонденту Tengrinews.kz сообщил депутат Мажилиса Парламента и руководитель рабочей группы законопроекта по внедрению и популяризации электромобилей Арман Калыков.
Стало известно, когда будет решена проблема с запретом установок зарядных подстанций электрокаров в паркингах многоквартирных домов. Информацию в эксклюзивном интервью корреспонденту Tengrinews.kz сообщил депутат Мажилиса Парламента и руководитель рабочей группы законопроекта по внедрению и популяризации электромобилей Арман Калыков.
По словам спикера, народные избранники и эксперты уже продолжительное время занимаются изучением данной ситуации. На данный момент проведено несколько заседаний рабочей группы с представителями госорганов (Министерство промышленности и строительства, Министерство экологии и природных ресурсов, а также Министерство по чрезвычайным ситуациям).
"В течение этого времени мы пришли к тому, что ситуация на рынке Казахстана сейчас складывается следующая: производители электромобилей не могут зайти с большим предложением, потому что инфраструктурно мы не готовы этот продукт потреблять. С нашей стороны мы будем делать упор на установку зарядных станций.
Первое: законодательно будут урегулированы вопросы в плане установки частных электрозарядных станций в частном секторе. Живущий в своем доме гражданин будет получать условия подключения от энергоснабжающей организации и в пределах допустимого максимума, то есть по техусловиям у себя во дворе сможет установить зарядку", - поделился Калыков.
Что касается многоквартирных жилых комплексов с подземными паркингами, то там будет разрешена установка частных зарядных станций, отметил он. Однако только в пределах разрешенных по техническим условиям параметрам.
"Например, дом потребляет 150-200 киловатт, может быть, 300 киловатт - это разрешенная способность по техусловиям этого дома, то есть больше никто не даст. Если, согласно техническим условиям, есть какие-то возможности выделения, предположим, 50 киловатт, это будет разрешено, но не более. Потому что это сразу вопросы пожарной безопасности и коллективная безопасность всех жителей. МЧС этот вопрос будет регулировать.
Сразу будет обговорено, что это будут только медленные зарядки. В кондоминимумах будут разрешены только медленные зарядки. И также будет обговорено, что нужно будет согласие хотя бы 70 процентов жильцов. Мы исходим из того, что нужно учитывать мнение всех жителей. Это делается из соображений безопасности", - добавил депутат.
Фото: Freepik
Что касается паркингов в торговых центрах, кинотеатрах и других местах общего пользования, то там будет допускаться установка быстрых зарядок.
"Почему? Потому что медленная зарядка не менее семи часов заряжает, а быстрая зарядка - в течение часа. Допустим, приехал человек в торговый центр по своим каким-то вопросам, подключил электрозарядку и пошел по делам. Буквально 40-50 минут походил, автомобиль зарядился, он расплатился и ушел. То есть там будет предусматриваться установка только быстрых зарядных станций.
Быстрая зарядная станция и медленная зарядная станция потребляют разное количество электроэнергии. Медленные зарядки потребляют максимум до 20 киловатт, а быстрые зарядки начинаются где-то от 20 киловатт. Если три быстрые зарядки есть, то уже минимум 60-70 киловатт, а это уже тоже приличная нагрузка", - подчеркнул народный избранник.
Калыков отметил, что в многоквартирных жилых комплексах будет допускаться установка быстрых зарядных станций, но только на улице. Однако в этом вопросе специалисты будут исходить из технических условий и возможностей трансформаторной подстанции, установленной во дворе.
"При строительстве новых жилых комплексов мы хотим заложить через санитарные нормы и правила установку дополнительного оборудования, дополнительных мощностей для зарядных станций как во дворе, так и в подземных паркингах. Но опять повторюсь, что под землей должны быть только медленные зарядки, а на поверхности земли - только быстрые зарядки, то есть в местах общего пользования.
Что касается общественных зарядок на территории городов, там все будет зависеть от технических условий, сколько сможет пропустить сеть. Если она не может пропустить, значит, будем рассматривать вопросы модернизации и увеличения мощностей действующих электрических сетей", - добавил он.
Фото жителя Астаны Нуржана Темирбекова
Отмечается, что все эти нормы касаются не только крупных городов республиканского значения (Алматы, Астана Шымкент). Те же самые требования будут распространяться и на весь Казахстан. Для этого, по словам депутата Мажилиса, существующие бензозаправочные станции (АЗС) будут доукомплектовываться быстрыми зарядными станциями. И на республиканских трассах через каждые 100 километров должны будут установить зарядные станции.
Также Арман Калыков сообщил, что в местах общественного пользования, где установлены электрозарядные станции, будет запрещено парковаться автомобилям с традиционным двигателем внутреннего сгорания.
"Наша основная задача - это популяризация электротранспорта, чтобы человек купил электромобиль и не думал особо, где его заряжать. А какой электромобиль купить и кто его к нам привезет - это уже другое, это неосновное требование данного закона. Также в этом законе будут упрощаться ввоз, растаможка электромобилей из-за границы, это будет бесплатная растаможка. Пока в стране на два года продлили бесплатную растаможку, потому что закона нет. Когда закон примем, там уже четко прописано будет, что таможенные платежи не будут взиматься при учете завоза электромобиля.
Вступление в силу этого закона ожидается в 2024 году. Даже скажу больше: в первой половине следующего года мы этот закон должны принять. До конца этого года мы должны концептуально уже полностью его огранить и с начала 2024 года должны выпустить во втором чтении. Такая задача стоит", - подытожил депутат Калыков.
Фото: Freepik
Стоит отметить, что за год количество зарегистрированных электромобилей в Казахстане выросло в 10,4 раза. В стране насчитывается порядка восьми тысяч электрокаров. Однако количество общественных зарядных станций едва превышает 100 единиц, причем львиная доля приходится на Алматы и Астану. Подробнее об этом можете прочитать здесь.
В Казахстане будут штрафовать за стоянку на месте для электромобилей
Ранее в МЧС заявили, что использование зарядных станций для электромобилей в паркингах недопустимо, однако эти ограничения могут пересмотреть. Такая реакция последовала после нашей статьи о жителе Астаны. После жалобы соседей КСК отключил ему зарядку для электромобиля в паркинге многоквартирного дома.
В чем выиграет Казахстан, если весь мир пересядет на электромобили, рассказал министр
Напомним, в МЧС ранее объясняли, почему в паркингах запрещено заряжать электромобили. А министр энергетики Алмасадам Саткалиев рассказал, почему в Казахстане мало зарядных устройств для электромобилей.
Как оформить электромобиль на таможне без пошлин и налогов
В Казахстане беспошлинный ввоз электромобилей продлили на два года. Общая квота для ЕАЭС составила 96 тысяч электрокаров, из них для Казахстана - 30 тысяч электрокаров без пошлины и налогов.
Актюбинские чиновники решили купить электромобили почти за 80 миллионов