Сотовый оператор потребовал биометрические данные клиента: законно ли это

Азамат Сыздыкбаев
Азамат Сыздыкбаев Корреспондент
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney

В нашу редакцию обратился читатель, который сообщил, что в офисе компании Tele2, куда он пришел за роутером, у него потребовали персональные и биометрические данные. В частности, у мужчины попросили данные удостоверения личности, а также фотографию. В ситуации разбирался корреспондент Tengrinews.kz.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

В нашу редакцию обратился читатель, который сообщил, что в офисе компании Tele2, куда он пришел за роутером, у него потребовали персональные и биометрические данные. В частности, у мужчины попросили данные удостоверения личности, а также фотографию. В ситуации разбирался корреспондент Tengrinews.kz.

Что произошло

"Я хотел купить беспроводной роутер для интернета. Когда подписывал договор, они сделали копию удостоверения личности и сказали, что нужно сфотографироваться для биометрии", - сообщил мужчина.

По его словам, раньше таких требований не было. Когда клиент уточнил, для чего это нужно, ему сказали, что роутер привязывается к номеру и такая процедура является необходимой.

Что говорят в Министерстве цифрового развития

Весной сообщалось о планах по введению биометрической идентификации при покупке SIM-карт, а также введению ответственности за незаконную передачу SIM-карт третьим лицам и незаконное использование SIM-боксов. Однако, как сообщили в Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, в настоящее время условия заключения договоров на предоставление услуг связи остаются без изменений.

"Дополнительно сообщаем, что в Мажилисе рассматривается законопроект, предусматривающий возможность введения требований по предоставлению полных биометрических данных при оформлении услуг связи. Однако подчеркиваем, что указанные нормы пока на рассмотрении", - говорится в ответе ведомства на запрос редакции Tengrinews.kz.

Комментарий сотового оператора

Почему же тогда компания начала собирать биометрические данные своих клиентов? С этим вопросом мы обратились в пресс-службу компании MT-S (Tele2/Altel).

"Компания MT-S (Tele2/Altel) внимательно относится к каждому обращению и стремится обеспечить высокий уровень сервиса, при этом соблюдая нормы законодательства и применяя эффективные меры для защиты персональных данных клиентов. В соответствии с законодательством Казахстана при предоставлении услуг сотовой связи оператор обязан обеспечить достоверную идентификацию абонента", - сообщили в компании.

Там уточнили, что идентификация может осуществляться как при личном обращении - на основании документа, удостоверяющего личность, так и с помощью средств биометрической верификации. В своем ответе представители MT-S сослались на действующее законодательство.

"Сбор и обработка биометрических данных регулируются действующим законодательством, включая закон "О персональных данных и их защите", а также приказом министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности "Об утверждении правил определения собственником и (или) оператором перечня персональных данных, необходимого и достаточного для выполнения осуществляемых ими задач", - заявили в компании.

Как говорится в ответе сотового оператора, указанные нормы позволяют операторам связи определять перечень персональных данных, необходимых для качественного и безопасного предоставления услуг. А согласие клиента на сбор персональных данных, включая биометрические, отражено в публичном договоре об оказании услуг связи и соответствует установленной практике телекоммуникационной отрасли.

Законно ли это?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы вновь обратились в Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности.

"Сейчас не запрещается использование биометрии. Это мы видим на работе, в школе и в детских садах. Главное - получить согласие гражданина. Сейчас операторы могут добровольно запустить инструменты биометрии", - прокомментировали в ведомстве.

В апреле мы писали о том, что в Казахстане изменится процедура заключения договоров физлиц с сотовыми операторами. Новая норма появилась в законе по вопросам развития финансового рынка и защиты прав потребителей финансовых услуг, принятом депутатами Мажилиса. Однако депутаты Сената внесли туда некоторые поправки, после чего документ был возвращен в Мажилис. В минувшую среду депутаты нижней палаты согласились с предложенными сенаторами изменениями.

Читайте также: Собирают личные данные детей - министра спросили о биометрии в школах

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 521.31  course up  610.36  course up  6.69  course down

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 22
Астана 16
Актау 28
Актобе 19
Атырау 29
Б
Балхаш 20
Ж
Жезказган 15
К
Караганда 14
Кокшетау 16
Костанай 27
Кызылорда 15
П
Павлодар 14
Петропавловск 17
С
Семей 21
Т
Талдыкорган 25
Тараз 28
Туркестан 21
У
Уральск 17
Усть-Каменогорск 29
Ш
Шымкент 24

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer