ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
25 апреля 2023 | 07:12

Трудности, которые нас ждут. Эксперт о тревожных сигналах и будущем Казахстана

Эльдар Нуруллин
Эльдар Нуруллин Шеф-редактор
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

Главным событием на прошлой неделе в Казахстане стало совещание по вопросам социально-экономического развития страны с участием Главы государства Касым-Жомарта Токаева. Об этом разговор Tengrinews.kz с экспертом Казахстанского института общественного развития Риззатом Елюбаевым.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Главным событием на прошлой неделе в Казахстане стало совещание по вопросам социально-экономического развития страны с участием Главы государства Касым-Жомарта Токаева. Об этом разговор Tengrinews.kz с экспертом Казахстанского института общественного развития Риззатом Елюбаевым.

- Что отличало это выступление Главы государства от предыдущих и что бы вы могли в нем выделить?

- В первую очередь, нужно учитывать контекст. В целом можно сказать, что выступление концептуально содержало больше дипломатической риторики, тогда как наше правительство не привыкло работать в таком контексте... Наш кабинет министров не научился улавливать месседжи и, исходя из них, ставить и выполнять конкретные цели.

Теперь по месседжам, среди которых были довольно-таки интересные. Все-таки за скрытым текстом уже чувствовался спрос на новых людей в правительстве. Потому что, условно говоря, как решать вопросы бизнеса, не привлекая компетентных бизнесменов, или как развивать экономику, не создавая условий для малых предприятий? Я думаю, эти моменты бизнес однозначно уловил и в дальнейшем будет использовать при взаимодействии с государственными органами.

- Какие сильные стороны выступления?

- Видно, что был проделан огромный анализ предыдущего опыта, обозначены параметры, по которым должно развиваться наше государство.

В последнее время экспертное сообщество говорит о том, что экономика Казахстана очень простая и ее нужно "усложнять". Условно говоря, от того что человек работает в Западном Казахстане и добывает нефть, для экономики Казахстана это никакой роли не играет. А если он, работая в нефтегазовом секторе, параллельно занимается нефтехимией либо каким-то еще смежным "сложным" производством, то для экономики это будет однозначным плюсом. Это и было сказано Президентом в контексте того, что модель простого экспорта сырья уже не работает.

Правительство озвучило положительные цифры, и с некоторыми из них можно согласиться. Но заметьте: Глава государства поставил ряд из них под сомнение. К примеру, он усомнился в озвученных данных по локализации отечественных предприятий и заявил о необходимости повысить ее уровень. А это уже тревожные сигналы для правительства. С цифрами нельзя заигрываться. Потому что большинство данных находится в открытом доступе. Экспертное сообщество анализирует их более детально. Анализируют их и в Администрации Президента.

- "Казахстан – единственное в нашем геополитическом регионе государство, которое встало на путь масштабных реформ. Поэтому нам будет трудно, но этот путь мы должны обязательно осилить", - сказал Президент. О каких именно трудностях идет речь, на ваш взгляд?

- Я думаю, что, прежде всего, это происходящие в мире геополитические события, "внешний фон", триггер которых всем понятен. Здесь еще нужно учитывать, что в конце марта Россия приняла новую концепцию внешней политики, если не ошибаюсь, уже шестую по счету. Там был озвучен ряд любопытных моментов. Например, что Россия теперь будет разделять все государства на три типа: конструктивные, нейтральные и недружественные. Это сигнал... Плюс к этому впервые в концепции не были упомянуты страны СНГ, за исключением Беларуси. Остальные же партнеры, в том числе Казахстан и Узбекистан, были обозначены как страны ближнего зарубежья...

В целом, если открыть большинство аналитических докладов Всемирного банка, то многие из них предсказывают относительный спад в экономике и защиту национальных рынков ввиду той фрагментации, которая назревает сегодня в международной системе. Естественно, это создает меньше возможностей для либерализации экономики, реализации определенных проектов, даже несмотря на всю их выгоду. Они тоже будут затягиваться по политическим мотивам либо по геоэкономическим соображениям. Возможно, Казахстан уже столкнулся с этим. Поскольку развитие срединного коридора или Транскаспийского международного транспортного маршрута, а также развитие южного маршрута, несмотря на то, что северные торгово-экономические маршруты закрыты, до сих пор не решается.

Токаев: Впереди сложный период. Мы живем в очень трудное время

Вдобавок в упомянутых выше докладах прогнозируется, что в ближайшее время на передний план выйдут вопросы использования ресурсов, вопросы экологии и устаревания в целом в мире инфраструктуры. Для Казахстана эти пункты особенно актуальны. Например, в докладе Всемирного института ресурсов было обозначено, что к 2030 году в стране снизятся запасы водных ресурсов и в последующие 8 лет дефицит воды в Казахстане составит порядка 15 процентов.

Токаев сказал, когда Казахстан может стать "остро нуждающейся в воде" страной

Исходя из этих и других прогнозов, Глава государства обозначил многие моменты. Это и обновление инфраструктуры, и рациональное использование природных ресурсов, и усиление ответственности в регионах в контексте того, что акимы должны ходить пешком.

- Если перейти от внешних факторов к внутренним, то какие из них препятствуют реформам в самом Казахстане?

- Проблема в том, что сейчас стране нужны качественные, компетентные реализаторы. И если Главе государства удастся привлечь их в свою команду, то мы сможем достичь определенных результатов. А пока большинство будет говорить какие-то концептуальные вещи, предлагать реформы, но без должного эффективного решения вопросов, все это останется на уровне слов. Сам Президент заявлял, что в последнее время мы стали больше говорить, но меньше делать.

Президент чиновникам: Вы должны стать государственниками-реформаторами

- А где нам найти этих реализаторов? Помнится, Президент также говорил, что скамейка запасных у нас не очень длинная.

- Давайте вспомним опыт Грузии, а именно успешные реформы по модернизации структур МВД, дорожной полиции. Там разработали определенные квалификационные требования и тех, кто им не соответствовал, стали массово увольнять. Некоторые предрекали, что это приведет к коллапсу, но сработало наоборот. Система обновилась порядка на 80 процентов. Новые люди проходили отбор по новым, справедливым и честным стандартам. Нельзя бояться увольнять неэффективных чиновников.

Face ID и министры с "кулачками". Что происходило в кулуарах совещания с Президентом

Но при этом нужно учитывать, что люди бизнеса неохотно идут на госслужбу. Для них тоже необходимо разрабатывать какие-то интересные кейсы. К примеру, одна HR-компания проводила любопытное исследование, касающееся поколения Z, то есть тех, кто родился с 1997 по 2012 год. В нем приняли участие порядка 32 тысяч респондентов по всему миру. Самое интересное, что для этих людей "традиционные" способы мотивации в виде заработной платы или повышения по карьерной лестнице не являются критерием. Для них более важна социальная ответственность предприятия либо корпорации, ее миссия. За эти 30 лет у нас подросла целая плеяда талантливых молодых людей - будущих компетентных чиновников, которых можно замотивировать определенной миссией для государства. Либо их можно привлечь какими-то общественными ценностями.

- Вы упомянули реформы в Грузии. Позитивный опыт каких стран еще мог бы нам подойти?

- В целом здесь много примеров можно привести. Это однозначно Сингапур, Япония, что касается принципов госуправления, повышения по карьерной лестнице. Пока нижние стадии не пройдешь, то, соответственно, нечего делать в верховенстве. У нас все еще есть факты, когда перепрыгивают через существующую иерархию в государственных структурах, а затем идет непонимание тех или иных операционных процессов. На нижнем уровне по этой причине принимаются ошибочные решения, которые в целом негативно отражаются на результатах работы. Как раз здесь нам однозначно нужен опыт других государств. Мы долгие годы говорили о принципе меритократии. Но, к сожалению, по факту мы видим, что она работает не в полной мере даже после проведенных реформ в системе госуправления.

Напомним, что 19 апреля Президент выступил на совещании, посвященном социально-экономическому развитию страны. Полный текст выступления Токаева можно прочитать здесь.

Отправляем самые главные новости и самые интересные новости прямо к вам на телефон. Подпишитесь на наш Telegram-канал!

Нажмите сюда, чтобы подписаться и получать казахстанские новости в сервисе от Google.

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 523.95  course up  543.16  course up  5.1  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer