ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
30 ноября 2020 | 17:59

Юлия Якупбаева: "Нарушений можно избежать, если разрешить работать легально"

ПОДЕЛИТЬСЯ

В марте Казахстан столкнулся с пандемией коронавируса. Это привело к тому, что власти вынуждены были вводить ограничения на работу ряда объектов, в том числе бизнеса. На пороге уже декабрь, то есть с момента объявления карантина прошло более 8 месяцев, а некоторые сферы предпринимательской деятельности так и не были возобновлены. О сегодняшней непростой ситуации и мерах, которые принимает "Атамекен" для того, чтобы отечественный бизнес мог продолжать работать даже в карантин, рассказала заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Юлия Якупбаева.


Иконка комментария блок соц сети

В марте Казахстан столкнулся с пандемией коронавируса. Это привело к тому, что власти вынуждены были вводить ограничения на работу ряда объектов, в том числе бизнеса. На пороге уже декабрь, то есть с момента объявления карантина прошло более 8 месяцев, а некоторые сферы предпринимательской деятельности так и не были возобновлены. О сегодняшней непростой ситуации и мерах, которые принимает "Атамекен" для того, чтобы отечественный бизнес мог продолжать работать даже в карантин, рассказала заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Юлия Якупбаева.

– Юлия Константиновна, с начала весны предпринимателям приходится выживать в условиях карантина. Особо пострадал малый и средний бизнес. Какие решения выхода из сложившейся ситуации предложили в "Атамекене"?

– Да, действительно, весной, когда все резко остановилось и логистические цепочки порвались, все наработанные процессы пришлось перестраивать под "новую реальность". Тогда еще не было никаких требований санврачей, но была надежда, что этот новый кризис достаточно быстро закончится.

В апреле мы обратились к правительству с просьбой сформировать алгоритмы выхода из карантина по всем секторам работы бизнеса. Эта работа совместно с санврачами была проделана. Первые 40 алгоритмов дали возможность постепенно открыться большинству предпринимателей – от общепита до транспорта и ТРЦ.

– Потом началась "работа над ошибками..."

– Совершенно верно. Многие нормы изначально были трудноисполнимыми. Например, во многих алгоритмах требовалось проведение дорогостоящих ПЦР-исследований, обязательная развозка персонала, наличие тепловизоров, дезинфекционных тоннелей и так далее.

Совместно с Минздравом эти требования через постановления главного санитарного врача Казахстана удалось оптимизировать. Развозка стала добровольной. Тепловизоры заменены на бесконтактные термометры, ПЦР-тест стал необходим только по клиническим показаниям. Норма по дезинфекционным тоннелям также стала добровольной. Но мы обратились в Минздрав с просьбой еще раз это подчеркнуть в постановлении главного санврача, с учетом наступления холодов.

– Когда в "системе координат" санитарного регулирования появился InfoKazakhstan и зачем это было сделано?

– Для начала работы любого субъекта необходимо провести проверку на предмет соблюдения санитарных норм и получить акт соответствия. Учитывая одновременный выход из локдауна порядка 100 тысяч субъектов бизнеса, мониторинговые группы не успевали. Встал вопрос цифрового контроля. И тогда на базе сервиса по пропуску автомобилей на блокпостах появился InfoKazakhstan. На сегодня в нем уже зарегистрировано более 400 тысяч субъектов бизнеса.

Удобно, что платформа содержит информацию об изменениях в постановлениях санврачей, позволяет сохранять жалобы, акты проверок. Со временем, надеемся, она станет полноценной базой санитарных паспортов предприятий.

– Часть ограничений сейчас исходит от региональных санврачей, которым дали возможность самостоятельно определять судьбу объектов предпринимательства. Вносили ли вы предложения по унификации требований санврачей?

– Наше предложение об унификации требований саврачей не было поддержано. И санитарные врачи регионов имеют право выставлять более жесткие требования в дополнение к алгоритмам, утвержденным в центре.

В результате в отдельных регионах целый ряд субъектов (фитнес-клубы, санатории, лагеря, детские сады) открылись позже, чем в других регионах, и на более жестких условиях. Яркий пример – отдых на Алаколе этим летом. Со стороны Алматинской области требования по ПЦР для отдыхающих не было, а со стороны ВКО ввели. Или еще один запоминающийся кейс с летниками в Нур-Султане. Когда стало холодно и ветрено, внутри заведений гостям находиться было запрещено.

Мы включились в работу с санврачами. На площадках региональных палат проводятся регулярные встречи с бизнесом. Самые острые и абсурдные случаи, бывают даже такие, выносим на уровень республиканской межведомственной комиссии.

– Кстати, о жалобах. Бизнес недоволен действующими ограничениями и постоянно меняющимися правилами игры. Какие предложения сегодня вносит "Атамекен"?

– Действительно, постоянные изменения "правил игры" негативно влияют на работу бизнеса. Мы провели мониторинг и выяснили, что в отдельных регионах с начала пандемии принято более 50 постановлений санврача!

Понятно, что ситуация с вирусом вносит свои коррективы, но у бизнеса тоже есть обязательства: перед клиентами за свежие продукты, перед коллективом за своевременную выплату заработной платы и так далее...

Мы неоднократно поднимали этот вопрос на разных площадках, озвучили на съезде "Атамекена". Часть предложений поддержана МВК и уже в реализации.

Теперь любые изменения в требованиях санврачей вводятся в действие не ранее 3 суток после их объявления. Мы предложили синхронизировать время работы общественного транспорта с режимом работы бизнеса. В итоге транспорт разрешен до 23 часов. Отменены лимиты по времени работы для субъектов бизнеса, где контакты с посетителями ограничены, это автоэкспрессы (еда навынос), автомойки, станции техобслуживания и ремонта автомобилей, швейные мастерские, химчистки, прачечные, объекты по ремонту бытовой техники, обуви, телефонов, компьютеров, часов.

– Но это точечные решения. А есть решения системного характера?

– Да, конечно. Сейчас практически вне зависимости от того, к какой зоне санэпидобстановки (красная, желтая или зеленая) относится регион, требования могут быть одинаково жесткими. Пример, закрытие ТРЦ и рынков в выходные или временные рамки работы общепита.

Но многих нарушений со стороны бизнеса можно было бы избежать, если дать возможность работать легально, конечно, с соблюдением санитарных норм. Тем более если санэпидситуация это позволяет, например, если регион в так называемой "зеленой" зоне.

На сегодня в "зеленой" зоне 10 регионов, в "красной" – 5, в "желтой" - 2. Если стандартизировать санитарные требования к работе бизнеса исходя из эпидситуации в регионе, то у бизнеса и населения появятся, во-первых, четкие ориентиры, во-вторых, заинтересованность, чтобы ситуация не ухудшалась.

Например, ограничений по работе в выходные крытых рынков, ТРЦ и магазинов в "зеленой" зоне можно не делать. В "желтой" – ограничить в воскресенье. А в "красной" – ограничить в выходные и праздники. Аналогично и для фитнес-центров.

Мы внесли свои предложения, они в работе МВК.

- Да, это, наверное, было бы правильным. Потому что по каким критериям вводятся новые ограничения и запреты, не совсем понятно. Есть абсолютно абсурдные решения. Почему рестораны внутри ТРЦ работают, а салоны, например, нет? Или почему ресторанам до 22.00 можно работать, а до 23.00 нет?

– Конечно. Тем более что в зале ресторана уже может быть и нет посетителей, а остался персонал, который должен сделать заготовки на завтра и убрать помещение.

За 8 месяцев пандемии уже накопилось достаточно опыта, чтобы всю работу по саннормам систематизировать. Основная задача – распределять потоки людей. Поэтому удлинение работы объектов абсолютно логично. Особенно в "зеленой" зоне. И, наверное, неправильно, когда в двух пограничных "зеленых" зонах существенно отличаются саннормы по работе ТРЦ, ресторанов. Население просто начинает выезжать в соседний регион.

Почти 7 месяцев ждали открытия кинотеатры. Отработали жесткие санитарные требования. Открылись в отдельных регионах. Вспышек нет. Наверное, следует проанализировать этот опыт, и в "зеленой" зоне дать возможность уже им открыться.

Фуд-корты работают навынос. Зачем запрещать им делать это в выходные?! По идее в таком формате они тоже переходят в "бесконтактную" категорию, для которой сняты ограничения.

Понятно, что и бизнес должен относиться к этим вопросам более ответственно. Если продлевается время работы в объекте общепита, то без танцев и кальяна. Если есть требование о работе по записи, то нужно его придерживаться. И так далее.

Есть бизнесы, которые так и не открылись: караоке, тойхана, бильярдные и так далее. Им тоже нужно понимать свои перспективы, каких мер поддержки им ждать, что говорить коллективу.

Предметный диалог сегодня по каждой сфере бизнеса с Минздравом и правительством ведем. Впереди новогодние праздники, надеемся, что баланс в правилах игры будет найден.

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 494.98   521.17   4.92 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети