ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
17 октября 2017 | 15:48

Почему возник дефицит бензина в Казахстане?

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Начиная с 10 сентября цены на бензин марки АИ-92 пошли вверх. Одновременно на некоторых казахстанских АЗС перешли на отпуск топлива по талонам. Сейчас цена на АИ-92 варьируется от 152 до 157 тенге за литр. 10 октября премьер-министр Бакытжан Сагинтаев предложил объявить выговор министру энергетики Канату Бозумбаеву, а также поручил освободить от должности вице-президента АО НК "КазМунайГаз" Данияра Берлибаева. В этот же день от занимаемой должности был освобожден вице-министр энергетики Казахстана Асет Магауов.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Начиная с 10 сентября цены на бензин марки АИ-92 пошли вверх. Одновременно на некоторых казахстанских АЗС перешли на отпуск топлива по талонам. Сейчас цена на АИ-92 варьируется от 152 до 157 тенге за литр. 10 октября премьер-министр Бакытжан Сагинтаев предложил объявить выговор министру энергетики Канату Бозумбаеву, а также поручил освободить от должности вице-президента АО НК "КазМунайГаз" Данияра Берлибаева. В этот же день от занимаемой должности был освобожден вице-министр энергетики Казахстана Асет Магауов.

Почему все-таки возник дефицит? 

Министерство энергетики РК объясняет: 

- с июля по сентябрь 2017 года произошел существенный рост потребления (за девять месяцев 2017 года было потреблено практически 2 480 000 тонн, что на 154 тысячи тонн больше, чем за аналогичный период 2016 года);

- цена АИ-92, начиная с 1 июля, на границе Казахстана и РФ увеличилась с 517 до 555 долларов за тонну, то есть на 7 процентов, поэтому, в частности, из-за этого поставки из России снизились (объемы поставок сократились с 90 тысяч тонн до 35-30 тысяч тонн);

- произошла корректировка курса тенге по отношению к доллару с 312 тенге до 340, то есть на 9 процентов (светлые нефтепродукты из РФ закупаются в долларах);

- резкое подорожание курса рубля к тенге (около 30 процентов бензина ввозится из России, где топливо стоит почти 37 рублей, что при курсе 5,85 составляет 216 тенге);

- дефицит связан и с регуляторной политикой властей (антимонопольщики подают иски на реализаторов, как только происходит очередное сезонное повышение цен на ГСМ. В сентябре только "КазМунайГаз Өнімдері" оштрафовали на 500 миллионов тенге по обвинению в том, что они находятся в сговоре с крупными участниками);

- перенос планового ремонта одного из казахстанских НПЗ - Павлодарского - с марта на сентябрь-октябрь, в примерно одни сроки с Атырауским заводом;

- на осень также был назначен ремонт Шымкентского НПЗ.

В результате доля российского импорта в общем объеме продаж бензина выросла с 20-25 процентов до 40 процентов. Все это привело к существенному удорожанию импорта, соответственно, он снизился. 

По словам аналитика в сфере нефти и газа Камиллы Манаковой, в ближайшей перспективе бензин на отечественном рынке будет дорожать по двум основным причинам: цены на бензин в России и завершение модернизации НПЗ. "В процессе формирования единого евроазиатского энергетического рынка казахстанский бензин будет дорожать, приближаясь к российским ценам. В противном случае сохраняется риск перетока отечественного бензина в РФ и, как следствие, дефицита на внутреннем рынке", - пояснила ранее аналитик.

Подобное мнение разделяет и экономист Astana Best Consulting Group Арман Байганов. "Часть бензина Казахстан импортирует из России. Если мы приобретаем в России, где цены намного выше, чем в Казахстане, то, соответственно, цена растет и у нас. Учитывая рыночное ценообразование, долго удерживать цены на прежнем уровне уже не представляется возможным, - отметил экономист. - Также надо понимать, что модернизацию НПЗ необходимо завершать. Качество ГСМ в РК низкое и не соответствует евростандарту. К примеру, в соседней России, где насчитывается 35 крупных и средних НПЗ, модернизацию провели намного раньше. Она уже закончена, и там производят бензин стандарта "Евро-5". 

Отметим, Канат Бозумбаев на заседании правительства отчитался по ситуации с топливом в Казахстане, заверив, что она окончательно стабилизируется на следующей неделе. 

О ситуации с обеспечением внутреннего рынка ГСМ рассказали и в НК "КазМунайГаз". По информации компании, восполнить недостаток топлива на казахстанском рынке помогает эксклюзивный оператор экспорта казахстанской сырой нефти на зарубежные рынки - KMG Trading, "дочка" KMG International.

На данный момент KMG Trading заключила контракт на поставку бензина марки АИ-92. "Принимая во внимание, что KMG Trading ранее никогда не поставляла нефтепродукты в Казахстан, были приняты всевозможные меры для организации поставок топлива в кратчайшие сроки. Причем на абсолютно бездоходной основе. То есть компания с этих поставок не имеет никакой маржи и действует исключительно для восполнения дефицита топлива на рынке Казахстана. На сегодняшний день KMG Trading заключила контракты на поставку бензина марки АИ-92 объемом более 35 тысяч тонн. Начало отгрузок ожидается на следующей неделе с поставкой в различные регионы Казахстана. Помимо этого, KMG Trading ведет переговоры со своими партнерами о возможности поставок дополнительных объемов бензина и дизеля в Казахстан для стабилизации ситуации", - отметили в компании.

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 523.95  course up  543.16  course up  5.1  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer