ПОДЕЛИТЬСЯ
29 августа 2018 | 15:45
По нервному полю: Как в Президентской клинике удаляют опухоли в головном мозге
В профессиональной сфере такие манипуляции называют интраоперационным нейромониторингом. С его помощью можно не только избавить пациента от опухоли в мозге, но и сохранить качество жизни на прежнем уровне. Оборудование, позволяющее отслеживать сигналы нервов и таким образом видеть их расположение, теперь помогает команде нейрохирургов Президентской клиники проводить сложные операции на головном мозге. О том, как работает нейромониторинг и в каких операциях он применяется, рассказывает нейрохирург БМЦ УДП РК Азат Шпеков.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В профессиональной сфере такие манипуляции называют интраоперационным нейромониторингом. С его помощью можно не только избавить пациента от опухоли в мозге, но и сохранить качество жизни на прежнем уровне. Оборудование, позволяющее отслеживать сигналы нервов и таким образом видеть их расположение, теперь помогает команде нейрохирургов Президентской клиники проводить сложные операции на головном мозге. О том, как работает нейромониторинг и в каких операциях он применяется, рассказывает нейрохирург БМЦ УДП РК Азат Шпеков.
"Миноискатель" для нейрохирурга
Сравнение с миноискателем в случае с нервами в головном мозге - самое точное: раньше, чтобы безопасно удалить опухоль, нейрохирургу приходилось полагаться на свой опыт и хорошее знание анатомии. И каким бы большим ни был опыт и прекрасными знания, риск не увидеть нерв либо его повредить оставался всегда. Тем более если речь идет об удалении опухоли: она обычно разрастается на самом нерве и задевает близлежащие. Из-за этого сам процесс удаления сопровождается сложностями: для начала нам необходимо обнаружить нерв в глубине опухоли, постараться вырезать опухоль без повреждений и еще не задеть нервы, которые находятся поблизости. При этом важно представить себе масштабы: все это обычно происходит на расстоянии нескольких миллиметров.
До появления нейромониторинга подобные операции часто заканчивались с последствиями для самого пациента: в головном мозге находятся все нервные волокна, которые отвечают за жизнедеятельность организма. От них зависит наша способность глотать, жевать, двигаться, держать равновесие, улыбаться, моргать, слышать и говорить. По нервам подается сигнал в мозг, и наоборот, если повредить этот уникальный проводник импульсов, то можно сделать пациента инвалидом на всю оставшуюся жизнь. Конечно, обо всем этом с оговорками: иногда, в особо сложных ситуациях, приходится находить компромисс - либо нерв, либо жизнь. Но благодаря нейромониторингу такие дилеммы реже посещают нейрохирургов, ведь эта технология, как миноискатель, позволяет точно находить нервы и обходить их при удалении образований в мозге.
Провода с электросигналами и нервный ответ
В головном мозге нашего пациента находятся две опухоли. Обе разрослись вокруг нервов, поглотив их своей массой. Дабы не задеть, нам необходимо отыскать их траекторию и глубину положения с помощью интраоперационного нейромониторинга, то есть поиска нервов во время операции.
Наше оборудование для нахождения нервов состоит из электродов - тонких трубок, по которым проходит электросигнал. Он начинает реагировать, как только мы начинаем стимулировать нерв. Следуя этому сигналу, мы можем понять и очертить направление нерва, чтобы после аккуратно и ювелирно проделать свою работу.
Но чтобы получить сигнал-ответ от нервов, мы для начала зафиксировали электроды на мышцах пациента, нервные окончания которых как раз находятся в опухоли.
У нашего пациента, как показали снимки исследований, "в тисках" одной опухоли оказался тройничный нерв - его еще называют главным чувствительным нервом лица и ротовой полости, который также отвечает за способность жевать. Если задеть и повредить этот нерв, то страшно описать, с какими последствиями столкнется пациент: обычно патология тройничного нерва сопровождается невыносимыми болями в области челюсти, глаз и носа, сравнимыми с ударом током. Потому мы должны быть крайне точными.
Вторая опухоль "захватила" нерв, который позволяет нам двигать головой и плечами. При этом рядом, на расстоянии всего двух миллиметров, располагаются другие, отвечающие за работу сердца и легких, возможность глотать и подавать голос. Если действовать неосторожно, то можно лишить пациента одной из этих функций.
При нейромониторинге все сигналы электродов отображаются на экране компьютера, который может не только фиксировать импульсы, но и анализировать полученную информацию. Потому мы видим, какой нерв стоит у нас на пути, к какой мышце он относится и какова глубина его положения в опухоли.
Пять часов за операционным столом и вопрос цены
Выявление нервов и удаление опухолей в обход их - не только ювелирная, а настоящая командная работа. В операционной, помимо ассистентов и медсестер, находятся специалисты, которые следят за сигналами, поступающими от нервов и отражающимися на экране компьютера. Совместно мы определяем, как и где необходимо удалить опухоль. По размерам она обычно достигает нескольких сантиметров, но по времени весь процесс в этот раз занял пять часов: за это время мы удалили две опухоли и не задели ни один нерв.
Нейромониторинг полезен не только при опухолях головного мозга. Этот метод сегодня широко применяют при заболеваниях позвоночника (например, сколиозе), при его травмах или возрастных изменениях. Также нейромониторинг позволяет эффективно удалять очаг поражения при эпилепсии - команда Центра эпилептологии больницы уже успешно провела первую в нашей клинике операцию с использованием этой технологии пациентке, избавив ее от приступов болезни.
При этом такие операции проводятся как на платной основе, так и бесплатно по квоте: для этого сначала необходимо записаться на прием к нейрохирургам Президентской клиники, чтобы понять диагноз, зону поражения и определить, какая необходима манипуляция.
Для нас важно не только лечить, но и заботиться о последствиях каждой операции.
В операциях принимали участие команда нейрохирургов БМЦ УДП РК Азат Шпеков, Аскербек Садвакасов, Талгат Ермеков, Айбол Сансызбаев и доктор-эпилептолог Жасулан Утебеков.
Показать комментарии
Читайте также