"То, что сделано советской медициной в годы войны, по всей справедливости может быть названо подвигом"
"То, что сделано советской медициной в годы войны, по всей справедливости может быть названо подвигом"
полководец, маршал Советского Союза Иван Баграмян
Детям "врагов народа" приходилось тяжело: их всюду притесняли, не давали получить образование, даже на войну не отправляли. TengriMIX расскажет о девушке, которой удалось, благодаря своей смелости, не только снять с себя это клеймо, но и добиться реабилитации родителей.
Дочь зажиточного скотовода
Халида Маманова родилась 27 сентября 1918 года в селе Кара-Агач Аксуйского района Алма-Атинской области. Она была дочерью богатейшего скотовода Есенгула, у которого было несколько жен, но каждая из них жила отдельно. У матери Халида была третьей по счету. Ее семья помогала нуждающимся, предоставляя им питание, кров и работу. Мамановы спонсировали газету "Қазақ". Они открыли казахскую школу "Мамания" в Жетысу, в которой дети бедняков учились и жили бесплатно. В ней преподавали сильнейшие учителя, приглашенные из зарубежья. В последующем это учебное заведение окончили такие видные деятели, как Билял Сулеев, Ильяс Джансугуров, Мухамеджан Тынышпаев и другие. Родной дядя Халиды Турысбек имел крупные торговые дома в Ташкенте, Бухаре, Намангане, Жаркенте, Кызылжаре. На его деньги строился город Капал. За это он получил от царя Николая II орден Святого Георгия 3-й степени, был награжден золотыми и серебряными медалями и назначен волостным управителем.
"Мое воспитание было несколько лучше, чем у детей из бедных семей, которые жили в бараках моего отца. Хотя я была ребенком, было ясно, что отличаюсь от других ребят. Видела, как люди унижались перед моим отцом, а их чада - передо мной. Когда я стала взрослой, мне было больно вспоминать об этом", - писала в автобиографии, опубликованной на сайте Казахского национального медицинского университета имени Санджара Асфендиярова, Халида Маманова.
©КазНМУ имени Санджара Асфендиярова
Когда ей исполнилось семь лет, родители поинтересовались, хочет ли она учиться. Получив согласие, ее привезли в Алма-Ату, но долго не могли устроить в школу, потому что девочка абсолютно не могла говорить по-русски. Поэтому ее устроили на домашнее обучение в семью русских учителей.
"Это был большой дом с садом на одной из главных улиц города. У супругов было трое детей. Хозяйка была пожилая, хорошо относилась ко мне, она и стала моей учительницей. Ежедневно уделяла занятиям со мной по несколько часов. Я долго не могла понять русскую речь. Во многом мне помогала Катя - дочь хозяйки, она была старше на два года. С нею мы были неразлучны, и плакали, когда приходилось прощаться. Так за два года я освоила язык и грамоту. В третий класс меня приняли в школу", - делилась Халида.
©КазНМУ имени Санджара Асфендиярова
После революции 15 человек из рода Мамановых расстреляли, 36 семей сослали. В 1928 году было конфисковано все имущество Мамановых. Отца Халиды вместе с семьей на три года выслали за пределы страны. Халиде было 10 лет, когда ее семья с родителями и шестью детьми прибыла в село Сергеевка Пензенского округа Средне-Волжского края. Все это время Мамановы голодали, взрослые не могли работать, а дети - учиться. После семью переселили в город Чкалов (ныне Оренбург). Отец устроился разнорабочим, мать - швеей. В 1932 году от туберкулеза умерли ее папа и двое его братьев. Мама с пятью детьми возвратилась в Алма-Ату, однако тоже заболела. О родных заботился старший сын - Ибраим.
©КазНМУ имени Санджара Асфендиярова
Окончив школу-семилетку, Халида поступила в техникум Уральска. Но в тот же год учебное заведение ликвидировали из-за отсутствия финансовых средств. Студентку направили в Семипалатинский фармацевтический техникум.
©КазНМУ имени Санджара Асфендиярова
"В середине зимы, когда училась на первом курсе техникума, меня вызвали в обком партии. Я догадалась, по какому делу: когда зашла в кабинет, со мной поздоровались, посадили на диван. Началась беседа с вопросов: "Кем был отец, где жила, где была?". И я, не слушая наставления моих родных скрыть свое происхождение, честно рассказала все, что знала о семье. В результате меня исключили из рядов комсомола, но оставили учиться в техникуме. После этого ко мне окружающие стали относиться холодно, даже стипендию, которую получала по успеваемости, снизили до единовременного пособия", - рассказывала Маманова.
©КазНМУ имени Санджара Асфендиярова
Не согласилась рыть могилы
В 1937 году девушка поступила в Казахский медицинский институт имени Вячеслава Молотова. Окончила вуз досрочно в декабре 1941 года, получив квалификацию врача-лечебника. После работала аспирантом-физиологом в институте физиологии Академии наук СССР, эвакуированном из Москвы в Алма-Ату.
©КазНМУ имени Санджара Асфендиярова
Ей должны были присвоить звание младшего лейтенанта, поскольку к тому времени у нее было высшее образование. Но из-за "байского" происхождения она не смогла попасть на фронт в качестве врача. Вместо этого ей дали лопату, поручив рыть окопы и копать могилы. Тогда девушка написала письмо Иосифу Сталину: "Если я враг народа, отправьте меня в штрафбат. Если останусь жива, то снимите все обвинения с меня и моих родственников". После этого письма ей удалось добиться отправки на фронт лично по приказу генералиссимуса.
Стала известна история казахской девушки, поставившей ультиматум Сталину
В феврале 1942 года Халида была призвана в ряды Красной Армии. Но и на фронте молодого врача преследовали упреки из-за происхождения.
"Указанные в тот период в служебной (боевой) характеристике "ее недисциплинированность, временами дерзкое поведение" формально и стали причиной неприсвоения ей первичного военного звания. Это обстоятельство послужило причиной обращения к вышестоящему командованию с просьбой направить ее в штрафной батальон, чтобы снять с себя клеймо "дочери врага народа". Была направлена в штрафной батальон, где она прослужила несколько месяцев среди уголовников и политзаключенных. Она чудом осталась жива", - отмечается в материалах сборника о Халиде Мамановой, собранного по итогам научной конференции "Подвиг медицинских работников в Великой Отечественной Войне", организованной Казахстанско-российским медицинским университетом.
©Из открытых источников
Военную службу Халида Маманова продолжила в составе 821-го батальона 24-го района авиационного базирования второй воздушной армии. Основной задачей авиации было всемерное замедление наступления наземных войск противника с целью нанесения им потерь и выигрыша времени, крайне необходимого нашим войскам для организации обороны. Работа усложнялась тем, что медработникам нужно было успевать проводить лечение и эвакуацию в тыл раненых, следуя за войсками. Врач организовала лечение 18 тысяч больных.
"Отправляли самолеты и ждали их возвращения. Улетали 10 самолетов, а возвращались только три. Часто после прекращения воздушных боев мы выезжали на поле, чтобы найти раненых, подбирать, потом лечить и опять отправлять защищать Родину", - вспоминала военный врач.
За участие в Сталинградской битве Маманова была награждена медалью "За оборону Сталинграда". В августе 1943 года она была назначена главным гинекологом 24-го района авиационного базирования второй воздушной армии. Первое время она оказывала медпомощь связисткам, телефонисткам и радисткам, потом помогала восстанавливаться девушкам из женских авиаполков. До демобилизации 1946 года она пролечила около 1,5 тысячи женщин.
©Из открытых источников
"Старший лейтенант медицинской службы Халида Маманова, работая в должности гинеколога, с августа 1943 года провела 216 выездов и обследований женского личного состава частей, с охватом в общей сумме 11 200 человек. Оказала медицинскую помощь и лечение 1482 женщинам. Обеспечила сохранение беременности и своевременно эвакуировала в тыл 394 женщины. Организовала 128 комнат женской гигиены. Провела 584 лекции с женским личным составом на разные темы гигиенического характера и, в частности, этим обусловила факт отсутствия случаев сифилиса среди обслуживаемого женского личного состава", - говорится в боевой характеристике гинеколога.
©"Память народа"
С военной частью Халида была на Юго-Западном, Сталинградском, Южном, 4-м Украинском, Белорусском фронтах. Дошла до Вены. Получила огнестрельное ранение левого предплечья с повреждением локтевого нерва. В апреле 1943 года ей присвоили первичное военное звание "военврач 3-ранга". После ее реабилитировали и направили в авиабатальон, с которым она дошла почти до Берлина, став в итоге начальником полевой амбулатории. Еще одно ранение она получила в декабре 1945 года, тогда вернулась домой в звании капитана медицинской службы. За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, Маманова награждена орденом Красной Звезды, также получила медаль "За Победу над Германией".
Утонула в море
После демобилизации из рядов Красной Армии с февраля 1946 года она стала ассистенткой кафедры патологической физиологии Казахского государственного медицинского института имени Вячеслава Молотова, где преподавала и писала диссертацию.
©"Память народа"
В 1950-1952 годах в стране начинается так называемое дело врачей и вторая волна репрессий. Из института уволены крупные ученые - профессор Анатолий Войткевич с кафедры биологии, который обвинялся в приверженности к "буржуазным лженаукам", а также профессор анатомии Петр Исаев, обвиненный в расизме. Тогда Халида Маманова была вынуждена уволиться по собственному желанию. Несколько лет она не занималась научной деятельностью. В 1954 году по рекомендации известного ученого-патофизиолога профессора Осипа Глозмана ее приняли преподавателем кафедры нормальной физиологии вновь образованного Карагандинского государственного медицинского института. В этом же году она защищает кандидатскую диссертацию на тему: "Гетерогемоагглютинация в норме и при некоторых заболеваниях".
Через пять лет ее пригласили в Актюбинский государственный медицинский институт для организации кафедры патологической физиологии. До 1977 года Маманова заведовала здесь кафедрой патологической физиологии. За это время успевала в Москве защитить докторскую диссертацию, получив ученые степени доктора медицинских наук и профессора медицинских наук. Она автор более 50 научных работ.
©КазНМУ имени Санджара Асфендиярова
Профессор Маманова активно занималась общественной работой, была деканом лечебного факультета, председателем местного профсоюзного комитета, депутатом Городского Совета. В 1965 году, несмотря на возражения местного партийного руководства, при АГМИ она организовала домбровый оркестр. За высокие достижения в научной и исследовательской деятельности, за трудовые отличия награждена орденом "Знак Почета", медалью "За доблестный труд", Почетными грамотами Верховного Совета Казахской ССР.
В 1977 году она получает разрешение посетить дом отдыха "Золотые пески" в Болгарии в качестве туриста. Это была ее первая и последняя заграничная поездка. 19 июня во время отдыха с делегацией актюбинских врачей Халида Маманова погибла, утонув в море. 5 августа она была похоронена в Актюбинске.
"Только недавно я узнала, какой легендарной и горькой судьбой наделила Халиду Есенгуловну жизнь, мужественным характером не сломаться, не жаловаться на судьбу. Мы знали, что она ветеран ВОВ, а обо всем остальном я узнала в 2001 году на вечере, посвященном ее памяти", - говорила ученица Мамановой, профессор Раиса Кузденбаева.
В 2005 году в доме, где проживала ветеран Халида Маманова, установлена мемориальная доска, а в 2006 году ее именем названа одна из центральных улиц микрорайона Юго-Запад в Актобе.
Статья написана по материалам сборника Казахстанско-Российского медицинского университета
Авторы: преподаватель военной кафедры Западно-Казахстанского медицинского университета имени Марата Оспанова Карасаев Г. Е.,
начальник отдела управления подготовки медицинского состава, майор м/с, Центр военной медицины МО РК, Курмашева Г. У.