Сортировать по свежести или популярности
Tengrinews Tengrinews TV Победители Обещания Законы Казахстана
Сортировать по свежести или популярности
prev next

Генетики назвали примерные даты происхождения современных казахов

30 марта 2021, 08:28

Иллюстративное фото©Shutterstock

История происхождения казахов остается загадкой для ученых. Они по крупинкам собирают информацию, чтобы восстановить полную картину этнического пути потомков древних кочевников. TengriMIX расскажет об открытии ученых, которое проливает свет на происхождение современных казахов.

Статья об уникальном открытии была опубликована в научном журнале Science Advances. Исследование было проведено лабораторией популяционной генетики РГП "Институт общей генетики и цитологии" КН МОН РК и группой Йоханнеса Крауса из департамента археогенетики Института наук об истории человечества Макса Планка (Max Planck Institute for the Science of Human History, Jena, Germany).

В ходе исследования, как рассказала генетик Лейла Джансугурова, ученые собрали геномные данные 111 умерших в древности людей, останки которых были найдены в 39 археологических памятниках первого тысячелетия до нашей эры. Они также получили геномные данные современных казахов, чтобы лучше понять, как исторические события сформировали генетическую структуру потомков.

Скифы - ряд древних кочевых популяций, которые доминировали в степях Евразии в эпоху железного века. Но до сих пор о происхождении скифов было мало что известно. В научном мире обсуждаются несколько гипотез происхождения скифов, из которых наибольшую популярность имела гипотеза о предполагаемой ираноязычности скифов, и также обсуждалась гипотеза о степном происхождении скифов. Исследование ученых продемонстрировало, что основой скифского генофонда послужили именно племена, населявшие казахскую степь.

Генетики также отмечают, что генофонд степных популяций железного века демонстрирует влияние восточных, западных и южных популяций, что привело к смешению генов. Генетиками был определен новый приток генов дальневосточных кочевых групп, а также обнаружены незначительные примеси ираноязычных популяций.

Ученые обращают внимание на то, что в генофонде современных казахов, помимо скифов, также имеются следы гуннов и других кочевых популяций, населявших казахские степи. Однако основные компоненты генофонда современных казахов и древних насельников казахской степи отличаются. Возникновение этих различий и формирование единого генного пула, отличающего современных казахов от древних жителей степи и соседствующих современных народов, по времени совпадает со временем образования Казахского ханства. Приблизительно это годы между 1 341-м и 1 544-м. Причину такой гомогенизации при сохранении генетического разнообразия генетики связывают с традициями казахов не допускать близкородственные браки в пределах 7 поколений (шежире, жетi ата).

Ученые уже начали исследования по раннему Средневековью в казахской степи, чтобы выяснить, какие процессы повлияли на изменение генофонда современных казахов. Предположительно, на это повлияли события раннего Средневековья и вторжение Чингисхана.

В исследованиях принимали участие крупные ученые-генетики Йоханнес Краус (Германия), Чунгвон Джен (Южная Корея) и Лейла Джансугурова (Казахстан), антропологи, археологи из России, наши известные археологи Зайнулла Самашев, Арман Бейсенов, Арман Бисембаев, Дмитрий Воякин и ряд молодых исследователей.

Найти телефон девушки из Instagram, проверить на измену. Запросы казахстанцев к частным детективам