Сортировать по свежести или популярности
Tengrinews Tengrinews TV Победители Обещания Законы Казахстана
Сортировать по свежести или популярности
prev next

Новые доказательства равенства полов в каменном веке нашли ученые

05 января 2022, 12:39

©Денверский университет

Ученые нашли в захоронении маленькой девочки возрастом старше 10 тысяч лет признаки того, что люди каменного века практиковали равенство мужчин и женщин. TengriMIX расскажет, как древнее захоронение проливает свет на роль женщин в Европе.

Команда из Университета Колорадо в Денвере обнаружила могилу девочки, богато украшенную бусинами из проколотых раковин, четырьмя подвесками и когтем гигантской совы. Девочка по прозвищу Нив стала первым в Европе примером младенца женского пола, который получил церемониальное погребение.

Это открытие показывает, что сообщество чтило женщин так же, как и мужчин. Авторы исследования добавляют, что полученные результаты свидетельствуют о том, что охотники-собиратели раннего мезолита (около 12 - 5 тысяч лет до н. э.) были более цивилизованны, чем считалось ранее.

"Изучение того, как ранние люди хоронили своих умерших, имеет огромное культурное значение", - говорит антрополог профессор Джейми Ходжкинс в пресс-релизе.

Изучение останков зубов девочки показало, что стресс остановил их развитие за 47 и 28 дней до рождения. После родов ребенок прожил всего 40-50 дней.

"Существует приличный список человеческих захоронений, которым примерно 14 тысяч лет. Но последний период верхнего палеолита и ранняя часть мезолита плохо изучены, особенно когда дело доходит до погребальных практик. Захоронения младенцев особенно редки, поэтому исследование останков Нив помогает восполнить этот пробел", - говорит профессор.

Также удалось выяснить, что рацион матери девочки, скорее всего, состоял из растений, ягод, орехов и мяса. Дальнейший анализ украшений показывает заботу, вложенную в каждую деталь процесса погребения. На многих предметах виден износ, что навело ученых на мысль, что ранние люди, возможно, передали украшения ребенку по наследству. Захоронение девочки показывает, что к ней относились с такой же любовью и уважением, как и к сверстнику мужского пола.

"Анализ белка и ДНК позволяет нам лучше понять разнообразие человеческой личности и статуса в прошлом. Без анализа ДНК это богато украшенное погребение младенца можно было бы принять за мужское", - говорит исследователь.

Радиоуглеродный анализ определил, что Нив родилась около 10 тысяч лет назад. В частности, анализ белка и ДНК показал, что девочка принадлежала к линии европеоидов. По словам авторов, их исследование показывает, что даже самые молодые женщины в это время уже имели статус полноправных лиц в этом обществе. Исторически археология рассматривалась через призму мужчин, поэтому профессор Ходжкинс беспокоится, что археологи, возможно, упустили много важных деталей.

"Прямо сейчас у нас есть самое старое идентифицированное захоронение младенца женского пола в Европе. Археологические отчеты, как правило, сосредотачивались на мужских историях и ролях, и при этом многие люди оставались за рамками повествования", - сказала Ходжкинс.

В западном обществе археологи исторически предполагали, что лидерами и воинами были в основном мужчины. Однако анализ ДНК обнаружил существование женщин-воинов среди викингов, могущественных женщин-правителей бронзового века. По словам профессора, обнаружение подобного захоронения - это повод более критически взглянуть на прошлое археологии.

"Речь идет о расширении наших знаний о женщинах, но также и о признании того, что мы, археологи, не можем понять прошлое через единственную призму. Нам нужна как можно более разнообразная перспектива, потому что люди сложны", - объясняют авторы исследования.

Пещера Арма Вейрана (Италия), где было обнаружено захоронение, является популярной достопримечательностью. В ней мародеры обнаружили инструменты 12 000-летней давности, которые привлекли международную исследовательскую команду в этот район.

Ученые провели два сезона в пещере, собирая каменные изделия неандертальцев и наконечники копий возрастом более 50 тысяч лет. Команда также обнаружила остатки древних блюд, таких как разделанные кости диких кабанов и лосей, а также кусочки обугленного жира.

Накидка с орнаментом в голливудском фильме заинтриговала казахстанцев