Весной этого года вновь заработал центр торговли "Хоргос", который пустовал больше трех лет. В народе его называют "территорией низких цен". Считается, что здесь продаются товары на все случаи жизни. Корреспондент Tengri Life съездил на казахстанско-китайскую границу и проверил, действительно ли здесь можно сэкономить большие деньги.
Весной этого года вновь заработал центр торговли "Хоргос", который пустовал больше трех лет. В народе его называют "территорией низких цен". Считается, что здесь продаются товары на все случаи жизни. Корреспондент Tengri Life съездил на казахстанско-китайскую границу и проверил, действительно ли здесь можно сэкономить большие деньги.
Путь до "Хоргоса"
Дорога от Алматы до пункта назначения занимает около трех часов. Мы выехали рано, в 4:00 утра, чтобы успеть к моменту открытия таможенного контроля.
Наш путь начался с района рынка "Алтын орда". Далее по БАКАД мы доехали до Капшагайской трассы. Потом через нее попали на автодорогу Алматы - Хоргос. И затем по ней нужно ехать прямо почти до конца, никуда не сворачивая. Лишь за 10-20 километров до "Хоргоса" необходимо быть внимательнее и следовать указателям. Иначе вы попадете не на МЦПС, а в пункт пропуска грузовых автомобилей.
Вход на территорию "Хоргоса"
Прибыв в запланированные сроки, мы заняли очередь на кассу, чтобы приобрести входной билет. Он составляет три тысячи тенге с человека. Нужно предоставить паспорт или удостоверение личности. Кстати, попасть на приграничную зону можно и со вторым документом.
Для тех, кто не готов тратить время в очереди, есть возможность купить билет посредством QR-кода, который висит на стенде рядом с кассой.
Далее необходимо занять очередь у входных калиток. Их здесь четыре. Есть еще один "зеленый" вход, которым пользуются участники групповых туров или же сотрудники МЦПС.
Торговые ряды
Попав на территорию, мы зашли в здание "Хоргоса". Здесь проходят таможенный контроль. Процедура не занимает много времени. Но для исключения столпотворения внутри сотрудники центра заводят людей во внутрь в небольшом количестве.
Пройдя таможенную проверку, мы вышли по другую сторону здания, где ожидают небольшие пассажирские автобусы. Входной билет в 3 тысячи тенге подразумевает бесплатный трансфер внутри территории МПЦС.
Водитель довез нас до центральной площади, которая находится в 3-4 километрах от границы Казахстана. Здесь расположено сразу несколько торговых центров. Только один из них тематический - это King Kong, в котором продаются исключительно меховые изделия. Среди всех остальных он наиболее презентабельный.
В остальных торговых домах продаются товары народного потребления и одежда вперемешку. Они напоминают алматинский "Ялян" и похожие на него торговые центры на барахолке. Цены здесь приятно удивляют: субъективно в 2-3 раза дешевле, чем на алматинских рынках.
Роль, конечно, играет и качество товара. Поэтому необходимо все сравнивать. Однако на это времени практически не хватает, из-за чего многие покупатели отовариваются чуть ли не в первом бутике, где находят нужный товар.
К слову, хозяевами бутиков здесь в основном являются граждане Китая. Рядом с ними в качестве помощников-переводчиков всегда можно найти казахстанцев. Отмечу, что торговля здесь осуществляется в тенге.
Итак, к ценам. Такая беседка для похода здесь стоит 20 500 тенге. Если не ошибаюсь, на алматинской барахолке их продают по 43-45 тысяч тенге.
Горнолыжные костюмы бренда Sagesse мне предложили купить за 26 тысяч тенге. Видя мое сомнение, хозяйка бутика назвала сумму в 24 тысячи тенге. Возможно, можно было бы сбить цену еще ниже.
Нормы провоза багажа
Почему не стоит терять время на поиски более дешевого варианта товара или одежды. Рядом с каждым торговым центром стоят одноэтажные строения, которые именуются "терминалами". Это грузовые перевозки. Все, что вы купили, нужно сдать сюда и выйти из МПЦС без большого багажа. Максимум разрешается захватить в руки груз не более пяти килограммов. Остальное сдаем в пункт приема: сотрудники сами перевезут вам товар. Это, с одной стороны, очень удобно: не нужно таскать с собой огромные тяжелые пакеты и чемоданы.
Но стоит учесть, что в месяц вы можете по льготной цене вывезти не более 31 килограмма груза (с учетом ручной клади). За каждый килограмм платите 80 тенге. Сверх нормы придется платить уже по две тысячи тенге за килограмм!
Все отражается в базе данных, и когда вы будете выходить через таможенный контроль, то будет сверка информации о грузе, прилепленная к вашему паспорту, и визуальный осмотр ручной клади. То есть невозможно пронести через "терминал" 30 килограммов товара и захватить с собой в руки еще 5-10, а то и больше килограммов.
Посредники
Некоторые наши предприимчивые граждане сумели разглядеть неплохой способ заработка. Они заходят на территорию МЦПС и ходят по улицам, заманивая к себе с призывами "казахский паспорт". Из любопытства мы решили узнать, что это означает.
Как выяснилось, не все казахстанцы приезжают закупаться товарами. И таких людей находят наши "предприниматели". Они предлагают тебе оформить на свой паспорт груз на 31 килограмм, за что просят вознаграждение в 10 000 тенге. А этот самый груз они находят у покупателей, у которых закончился льготный лимит. Но за каждый килограмм берут по 750-800 тенге.
При несложных математических подсчетах можно заметить, что за одну такую операцию можно выручить 20-25 тысяч тенге. Минусуя расходы, чистыми на руки им остается 10-15 тысяч тенге с одного паспорта. Неплохо.
Скандалы в "терминалах"
Еще одна особенность, которая наверняка не понравится многим, это ситуация внутри "терминалов". Там нужно отстоять немаленькую очередь, чтобы сдать товар для отправки грузом.
Покупатели "с опытом" занимают очередь еще до того, как что-либо купят. Хорошо, если они оставляют в очереди кого-нибудь из своих, с кем приехали. Некоторые просто на словах занимают очередь и уходят по своим делам.
В конечном итоге это неизбежно приводит к скандалам, когда ты больше часа ожидаешь в очереди, а тебя отталкивают со словами "я занимал".
Я на свой паспорт записал две шины и прочий мелкий товар. В общем вышло 29 килограммов, за которые я заплатил 2300 тенге. Брату жены записал две другие покрышки. Вместе со своим товаром у него вышло 28 килограммов или 2200 тенге. К слову, комплект из четырех автомобильных баллонов (19 дюймов), каждый из которых весит примерно 13 килограммов, обошелся мне в 108 тысяч тенге (по 27 тысяч каждая) - разница с ценами в городе ощутимая.
Еще более дешевые цены
Перед выездом в "Хоргос" будет полезно посмотреть видеообзоры на эту тему. На Youtube таких роликов предостаточно. Советую смотреть только свежие выпуски, так как после пандемии ситуация на МЦПС немного изменилась.
Благодаря одному из блогеров мы узнали, что, кроме центрального района, торговые центры расположены и в отдаленных местах, уже ближе к границе Китая, и там цены бывают еще ниже. Наверное, потому что многие не успевают доезжать туда.
Одним из них является торговый дом "Иу". Он находится примерно в двух километрах от центра. Пешком идти не вариант, только на бесплатных автобусах или на платных гольф-карах с большой вместительностью. К сожалению, попасть туда нам не удалось.
Как оказалось, в день нашего приезда на территории "Хоргоса" проходила ярмарка, где участвовали представители заводов-изготовителей. Многие думали, что у них можно будет купить товары по заниженным ценам. Однако выяснилось, что такие продавцы отпускают товары только фурами или вагонами.
Дорога домой
В 16:30 мы направились на таможенный контроль, чтобы поскорее получить товар на том конце и отправить домой. Но нам не повезло. Сначала случился сбой в базе пограничников. В большом помещении быстро стало душно из-за скапливающихся людей. Особенно пришлось тяжело пожилым, беременным и женщинам на грудном вскармливании.
Простояв почти час в ожидании, когда же заработает база, мы в 17:35 благополучно вернулись на казахстанскую сторону. В нескольких десятках метров от здания таможенного контроля расположен пункт выдачи груза. Сотрудники здесь выкрикивают фамилии, на чье имя был оформлен товар. Однако получить его удастся не сразу. Для этого необходимо получить печать на сопроводительной бумаге, выданной еще в "терминале".
Именно по этой причине здесь происходят столпотворения, на которые периодически жалуются в СМИ и соцсетях.
Далее еще полчаса пришлось ждать своего груза. К 19:15 мы наконец отправились домой.
Помимо автомобильных шин, (108 000 тенге) мы купили:
- мужское пальто-шубу (45 000 тенге);
- женский плащ (20 000 тенге);
- мужскую зимнюю горную обувь (10 000 тенге);
- мужскую зимнюю обувь (8 000 тенге);
- две пары женских джинсов (10 000 тенге);
- кожаную сумку для одежды во время командировок (7 000 тенге);
- две женские кофты (5 500 тенге);
- женский кардиган (5 500 тенге);
- покрывало для дивана (4 000 тенге);
- блендер (3 200 тенге),
- тюль (3 000 тенге);
- детскую пижаму (2 000 тенге);
- две пары детских колготок (600 тенге);
- женские колготки (400 тенге);
- две пачки резинок для волос (400 тенге).
Итого - 232 600 тенге.
Другие расходы:
- бензин - 20 000 тенге;
- обед - 4 500 тенге;
- напитки и другая еда во время поездки - 5 500 тенге.
Итого - 30 000 тенге.
Фото ©️ Tengrinews.kz / Шокан Алхабаев
В заключение хочется спросить у руководства МЦПС "Хоргос": разве нельзя внедрить терминал с талонами - оцифровать очередь, чтобы навести порядок? Неужели кому-то выгодны ажиотаж и бесконечные давки?