counter.yadro.ru
МИКС
31 мая 2017 | 11:09

Виноватые были необходимы или почему репрессировали ветеринара из Верного

Нурлыайым Нурсаин Корреспондент
Иконка просмотров страница Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

Виноватые были необходимы или почему репрессировали ветеринара из Верного: 2017-05-31 11:09:00 - прочитайте Фотография Б.М. Балашова из следственного дела. Вероятно ,1937 года.

31 мая все казахстанцы скорбно склоняют головы в память о безвинных жертвах страшных 1937-1938 годов. Среди расстрелянных оказался и ветеринарный врач Борис Михайлович Балашов.


Иконка комментария блок соц сети

31 мая все казахстанцы скорбно склоняют головы в память о безвинных жертвах страшных 1937-1938 годов. Среди расстрелянных оказался и ветеринарный врач Борис Михайлович Балашов.

Его отец, Михаил Васильевич, уроженец Омска, в котором издавна жили его предки, дворянин, был топографом. В Семиречье оказался по служебной надобности, женился на дочери своего начальника и коллеги Александра Ивановича Попова Анне и обосновался в г. Верном. В 1888 году у пары родился сын Борис, через два года - Геннадий. Дети дворянских семей начальное образование получали в семье, и в семье же получали многие практические навыки, необходимые им в жизни. Жизнь обитателей города Верный в начале прошлого века мало отличалась от жизненного уклада сельчан: они занимались огородничеством, держали скот и птицу, имели пасеки. Семья Балашовых владела конюшней. Борис был настолько хорошим наездником, что однажды оказался победителем в состязании кокпар.

По воспоминаниям Бориса Геннадьевича, племянника и тезки Бориса Михайловича: "Дядя Борис был человеком открытым, уверенным в себе, предприимчивым… Удаль и молодечество, езда верхом и стрельба для него были так же естественны, как для сегодняшней молодежи игра на компьютере...".

Но одно существенное отличие жизни города от села все же было и оно состояло в наличии значительной когорты образованных людей. Балашов старший был знаком с известным путешественником Николаем Пржевальским, общался с военным инженером-строителем Андреем Зенковым, юристом, А.П. Мировым, хорошо знавшим Александра Ульянова (старшего брата Владимира Ильича Ленина), художником Николаем Хлудовым, изобретателем Вячеславом Шнитниковым.

Однажды Геннадий, младший брат Бориса, ученик 9-го класса гимназии, проштрафился: подсказывал однокласснику во время экзамена. Его за этим занятием застал директор гимназии и тут же объявил о его исключении. Борис, первый узнавший об этом, "отомстил" за несправедливо наказанного брата: ночью перебил стекла в доме директора. Утром об исключении узнал Балашов-старший, нанес визит директору и все уладилось. Виновник порчи окон так и остался неизвестным.

Юная удаль не мешала формированию пытливого ума. Вячеслав Николаевич Шнитников подарил братьям фотоаппарат. Для изготовления фотоснимков использовались фотопластинки, приобрести которые в отдаленном от столиц городке было нереально. Шнитников изобрел свой способ их изготовления и поделился им с братьями. Для этого была необходима среди прочих составляющих соль серебра. Печатая фотографии, братья обнаружили способность раствора солей серебра ускорять заживление ран. Этот эффект они впоследствии использовали в своей практике, в процессе которой им обоим, в зависимости от ситуации, приходилось врачевать как животных, так и людей.


Борис Михайлович Балашов в последнем классе Верненской гимназии в 1908 году. Фото опубликовано в книге Б. Балашов. Верность Отечеству. Воспоминание верненца. Москва:ОО "Издательский дом "Твое время" , 2006.

В 1908 году Борис и Геннадий успешно окончили гимназию и через год поступили в Казанский ветеринарный институт, после завершения учебы в котором в 1915 году стажировались в аналогичном учебном заведении в Варшаве. Очень скоро молодые люди оказались на фронтах Первой мировой войны. Начали ее поручиками, закончили капитанами. В г. Верный вернулись осенью 1917 года. Как вспоминает племянник, дядя воевал на Юго-Западном фронте. О наградах братьев ничего неизвестно. Скорее всего, их просто скрывали, чтобы не быть заподозренными в симпатиях к царскому режиму. Из личных документов Бориса Михайловича, отложившихся в архивах ОГПУ - НКВД, известно, что в царской, затем белой армии Борис служил ветеринарным врачом в 1916-1918 годах, а в 1918-1922 годах - в Красной армии. Из этого не следует вывод о политических пристрастиях молодых Балашовых. Семья была далека от политики. И в тот период, и сейчас люди чаще всего действуют, исходя из обстоятельств, лишь спустя время понимая их смысл. Борис и Геннадий были свидетелями разложения российской армии, оказавшейся под влиянием революционных настроений. Вернувшись домой, попали в водоворот событий зарождавшегося нового общественного строя. Геннадий оказался в Дунганском полку Масанчи, в каком воинском соединении служил Борис - неизвестно.

В 1922-1928 годах Борис Михайлович занимал должности ветеринарного врача, заместителя председателя правления казахстанского отделения треста "Ветснабпром". В октябре 1928 года поступил на работу в Казахский ветеринарно-бактериологический институт, сначала на должность ассистента, затем был назначен заведующим сывороточном отделением института.


Борис Михайлович Балашов в 1915 году. Фото опубликовано в книге Б. Балашов. Верность Отечеству. Воспоминание верненца. Москва:ОО "Издательский дом "Твое время" , 2006.

Фонд этого учреждения в настоящее время хранится в Центральном государственном архиве научно-технической документации Казахстана. Как следует из содержания документов, создание ветеринарно-бактериологического института в мае 1925 года на базе Центральной ветеринарно-бактериологической лаборатории было вызвано требованиями времени. В начале ХХ века в Казахстане среди огромного поголовья скота наблюдалась высокая степень заболеваемости животных, надлежащую борьбу с которыми практические ветеринарные кадры не могли проводить без научной базы и прививочного материала. Отсутствие последнего сделало животноводство Казахстана очагом наиболее губительных массовых эпизоотий: сибирская язва, сап, пироплазмоза и ряда других заразных заболеваний, совершенно не изученных или малоизученных. Ряд из них являлись смертельно опасными и для людей.

В тот момент, когда в институт был принят Борис Михайлович, что произошло после передислокации учреждения из Кзыл-Орды в новую столицу, задачи, стоящие перед ним, уточнялись: необходимо было проводить бактериологические исследования, производить прививочный материал и снабжать им колхозы и совхозы, изучать и разрабатывать научно-практические вопросы ветеринарии.

Борис Михайлович был задействован на втором участке. Как представляется, он быстро обрел необходимые навыки и был переведен в 1930 году заведующим сывороточным отделением Алма-Атинской биофабрики. Там эти препараты готовились в промышленном масштабе.

Первый раз Балашова арестовали 15 мая 1931 года. Ему предъявили обвинение в том, что его отделение вырабатывало непригодные к употреблению биопрепараты. Как утверждало следствие, часть рассылалась в скотоводческие районы, часть - браковалась и уничтожалась. Директор по версии обвинения вел вредительскую деятельность: отменил проверку сыворотки на чистоту и свертывание, создал антисанитарные условия работы и прочее. Балашов якобы его укрывал. Напомню читателю, что население Казахстана накануне вступило в полосу смертного голода. К нему привело массовое уничтожение скота, начавшееся еще в 1928 году, и преследование зажиточных крестьян и шаруа, являвшиеся следствием стратегии и тактики экономической политики власти. Однако власть свою вину признавать не желала, а виноватые были необходимы во избежание дискредитации истинно виновных.


Фотография Б.М. Балашова из следственного дела. Вероятно, 1937 года.

Бориса Михайловича осудила пресловутая тройка при Полномочном представительстве ОГПУ и он был заключен в концлагерь сроком на 3 года условно. После освобождения Б.М. Балашов работал санитарным врачом Алма-Атинского биокомбината.

Вторично Бориса Михайловича арестовало управление НКВД по Казахстану в Алма-Ате 13 октября 1937 года. Говоря официальным языком, он 7 марта 1938 года необоснованно осужден по политическим мотивам к высшей мере наказания, и в тот же день расстрелян. Учитывая, что доказательств преступной деятельности в уголовном деле нет, причем, решение принято несудебным органом, Прокуратура Казахской ССР своим заключением от 30 сентября 1989 года полностью реабилитировала Б.М. Балашова.

В семье считали, что Борис Михайлович пострадал, возможно, из-за своих случайных и эпизодических встреч с Л.Д. Троцким, сосланным в наш город на непродолжительное время, возможно, из-за женитьбы на дочери казацкого генерала Балицкого. Но, думается, реальность была проще и циничнее: причина ареста - в необходимости выполнять план по расстрелу "врагов народа", повод - все факты биографии нашего героя, не приветствовавшиеся советской властью: дворянские корни, учеба в Варшаве, служба в разных армиях, ранее предъявленные обвинения, да мало ли еще что! Семья считала, что Бориса Михайловича арестовали по доносу и племянник в своих мемуарах называет имя доносчика. У автора этой статьи нет возможности подтвердить этот факт документально, но и сомневаться в его достоверности, зная обстановку тех лет, нет оснований.

Брат Бориса, Геннадий, прожил полную и достойную жизнь, умер в Алма-Ате в 1969 году. Оставил о себе добрую память, не раз отмечен на поприще профессиональной деятельности. Был женат на дочери казака Толоконникова, овдовев, женился вторично на ее сестре. Еще одна из сестер впоследствии стала матерью Заслуженного артиста Казахской ССР В.А. Толоконникова, получившего известность после исполнения роли Шарикова в фильме "Собачье сердце".

Автор: Е.М. Грибанова,
к.и.н., архивист высшей квалификации
РГУ "Центральный государственный архив
научно-технической документации"

Опубликовано в сб.://Научная и инженерно-техническая интеллигенция: портреты и силуэты. Казахстан. Первая половина ХХ века. Сборник статей. - Алматы: Print Expres, 2016 - С.83-88.

Источники и литература:

Б. Балашов. Верность Отечеству (воспоминание верненца). М. :ОО. "Издательский дом "Твое время", 2006. С. 106-110. 131-1333, 237-238.

Н.Ш. Мамедов. Массовые политические репрессии сталинского режима против ученых и и ветеринарных специалистов Казахстана 1930 -х гг ХХ в.//

Қазақстан аул шаруашылығы ғылымының жаршысы. Вестник сельскохозяйственной науки Казахстанка. 2008. 10 октября. (№ 596). С. 48-54.

Эпидемических "пожар" удалось предотвратить.Сборник материалов Круглого стола. 18 июня 2015 г. Алматы. -Алматы: Центральный государственный архив научно-технической документации, 2015 г. С.83-88.

Е.М. Грибанова. Трагическая судьба верненца.//Казахстанская правда. 27 мая 2016 г.

ЦГА НТД РК. Ф.111. Оп.1-6. Д.5. Л.9. Д.15. Л.49об., 50об., 53об., 57.

Узнайте также о других жертвах политических репрессий.

Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriEdu мобильная Иконка меню мобильная