• facebook
  • twitter
  • telegram
  • whatsapp
поделились
Кадр из фильма "Белоснежка: Месть гномов"
Кадр из фильма "Белоснежка: Месть гномов"

Зачем взрослому придумывать самому себе сказку

19 сентября 2017 14:47
Image
5

Бывает, нам не удается решить проблему, как бы мы ни старались рассуждать логически. Когда рациональное левое полушарие бессильно, на помощь приходит творческое правое. Один из эффективных способов работы с ним - сказкотерапия. TengriMIX предлагает узнать мнение психолога о том, как этот метод помогает решить, казалось бы, нерешаемую проблему.

"Сначала она была основным источником информации, позволяла передавать знания о жизни, хранить историю. Потом стала инструментом, который помогает детям гармонично развиваться, как умственно, так и эмоционально. В сказках можно найти и объяснение физических законов, и архетипы человеческих характеров, и всевозможные варианты конфликтов и семейных ситуаций, и типы поведения в них.

Если ребенок пропускает "сказочный" этап образования, у него не формируется собственный жизненный алгоритм, а на его отношение к жизни начинают влиять взрослые установки, зачастую субъективные.

Дети, которым не читали сказок, в группе "риска". Вырастая, любую проблему они пытаются решить разумно, логически, используя стандартные ходы и приемы и игнорируя интуитивный правополушарный потенциал, способность действовать творчески, вдохновенно, по наитию. Они не живут, а все время что-то героически преодолевают. Они не дают волю воображению, а ведь все, что можно придумать и представить, можно и осуществить. Причем не в воображении, а в реальности. Левое полушарие ищет всему объяснение и не признает чудес. А правое полушарие признает. И, более того, умеет их осуществлять и даже вызывать и притягивать.

Правое полушарие оперирует нелогичными обстоятельствами, да так, что левое не успевает это отследить и зафиксировать. "Как у тебя получилось?" - недоумевает разумное левое полушарие. "Каким-то чудом!" - отвечает правое, хотя это ничего не объясняет. Тем приятнее столкнуться с "чудесными" результатами правополушарной работы, объяснимыми с точки зрения нейрофизиологии и психологии.

Зачем писать свою сказку

Когда мы придумываем сказку по всем правилам, с помощью знакомых с детства образов, то запускаем алгоритм собственного кодового мышления, которое задействует наши сильные стороны, весь мыслительный и эмоциональный потенциал.

Это мышление дано нам от рождения, оно свободно от стереотипов, навязанных воспитанием, "взрослой" логикой, родительскими установками, традициями. Запуская и используя в дальнейшем этот алгоритм, мы учимся выходить из жизненных тупиков.

Вспомните: наверняка вы или ваши знакомые когда-нибудь попадали в заколдованный круг. Несмотря на все усилия, череда неудач никак не обрывалась, все повторялось снова и снова...

Классический пример - когда "и умница, и красавица" остается в одиночестве. Или, например, все предпосылки, и ум, и образование, и талант, налицо, а подходящую работу найти не получается. А кто-то случайно оказывается в нужное время в нужном месте, встречает в коридоре однокурсника - и помощь приходит с неожиданной стороны и без особых усилий. Почему?

Это может значить, что мы склонны все усложнять, пускать в свою жизнь лишних персонажей, предпринимать ненужные усилия.

Те, кому не везет, жалуются: "Я же все правильно делаю! Выкладываюсь по максимуму!" А просто нужная "кнопка" в мозгу не включена и, даже делая "все правильно", мы что-то упускаем, недожимаем и в результате не получаем того, чего хотим.

Если проблема не решается на уровне логики, время подключить правое полушарие. Написанная нами сказка обнаруживает те коды, кнопки и рычаги, которые мозг использует при преодолении препятствий, в решении проблем, в строительстве отношений. Мы начинаем видеть больше возможностей, перестаем их упускать, вырываемся из того самого заколдованного круга. Этот алгоритм начинает работать на бессознательном уровне.

Мы как бы набираем код - и сейф открывается. Но для этого код должен быть подобран правильно, сказка написана стройно, без искажений.

Сделать это сложно, особенно с первого раза. Мы то и дело сбиваемся на стереотипы, теряем нить повествования, придумываем второстепенных персонажей, которые не играют особой роли. А еще постоянно включаем логику, пытаемся рационализировать то, что должно оставаться волшебным.

Это может значить, что и в реальной жизни мы склонны излишне рефлексировать, все усложнять, пускать в свою жизнь лишних людей, предпринимать ненужные усилия.

Но когда сказка все это выявляет, с этим уже можно работать.

Пишем сказку: инструкция для взрослых

1. Придумайте сказочный сюжет, перипетии которого будут понятны 5-6-летнему ребенку.

Это возраст, когда абстрактное мышление еще не сформировано, ребенок воспринимает информацию о мире через зрительные образы. А лучше всего они представлены в сказочных историях, благодаря которым формируется своеобразный "банк" жизненных ситуаций, цельный образ мира.

2. Начните с классической фразы ("Жили-были...", "В некотором царстве, некотором государстве"), отвечающей на вопрос, кто действующие лица сказки.

3. Не усложняйте образы героев: они должны быть представителями либо добра, либо зла.

4. Следите за логикой развития сюжета и причинно-следственными связями. Когда в сказке свершается зло, должно быть понятно, кто, как и зачем его совершает. Логическая стройность сюжета соответствует стройности наших мыслительных операций. А добившись ее, мы добьемся и жизненных целей.

5. Помните, что один из основных двигателей сказочного сюжета - волшебство, чудо. Не забывайте применять нелогичные, нерациональные, сказочные сюжетные ходы: "вдруг из-под земли выросла избушка", "она взмахнула волшебной палочкой - и царевич ожил". Используйте волшебные предметы: клубок, гребень, зеркальце.

6. Удерживайте перед глазами картинку. Рассказывая историю, следите за тем, чтобы каждый момент можно было представить в виде яркой картинки. Никакой абстракции - только конкретика. "Принцесса впечатлилась" - это абстрактно, "принцесса упала ни жива, ни мертва" - наглядно.

7. Не усложняйте и не удлиняйте сюжет. Если бы вашу сказку слушал ребенок, выдержал бы он все это нагромождение подробностей? Нет, он бы заскучал и сбежал. Старайтесь удерживать его внимание.

8. Завершите сказку классической ритмичной фразой, но не выводом и не моралью сказанного, а скорее "пробкой", закупоривающей повествование: "Вот и сказочке конец, а кто слушал...", "И жили они долго и счастливо".

9. Дайте сказке название. Включите в него имена персонажей или названия конкретных предметов, но не абстрактные понятия. Не "О любви и верности", а "О белой королеве и черном цветке".

В процессе написания сказки важно ориентироваться на телесные ощущения. Начинает подташнивать? Значит, мысль запуталась, ушла в сторону. Надо вернуться к отправной точке и искать, где произошел сбой. Поймали вдохновение, "заиграл" адреналин, вы разрумянились? Вы на верном пути.

Если собственный сюжет не рождается, можно взять за основу один из многих уже существующих - вам захочется внести в него изменения.

И пусть сказка со счастливым концом станет вашим первым шагом к счастливой жизни!"

Автор: Елена Мкртычан




ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
Google поздравил казахстанцев с праздником Наурыз
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ
Как Фрэнк Синатра боролся с расизмом

Похожие новости

counter.yadro.ru