Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
Откуда берется золото в золотовалютных резервах страны?
Интервью
Этой весной Казахстан обнародовал цифры по долевому содержанию золота в золотовалютных резервах страны. На начало марта запасы золота в стране составляли 386,5 тонны, что обеспечивало нам 15-е место в общемировом рейтинге стран по запас желтого металла. За последние пять лет доля золотых резервов выросла с 26,1 процента до 67,9 процента. О том какую роль играет золотодобыча в экономике страны, а также какие технологии и принципы работы сегодня актуальны рассказал в интервью Ануар Шалкарбеков, и.о. генерального директора отечественной золотодобывающей компании «RG Gold», разрабатывающей месторождения центральной части Казахстана.
— Ануар, расскажите, какую роль играет золотодобыча в экономике региона, страны?
— Давайте я немного расскажу о компании «RG Gold», думаю, это будет интересно читателю. Наше месторождение находится в Бурабайском районе Акмолинской области и обладает правом разведки и добычи золота в пределах Новоднепровской площади, в которую входят месторождения Северный и Южный Райгородок. Компания производит более 50 тысяч унций золота в сплаве Доре ежегодно. Один из наших масштабных проектов – это строительство и запуск новой золотоизвлекательной фабрики, в рамках программы расширения производства для переработки первичной руды с годовой мощностью до 5 миллионов тонн. Окончание строительства и ввод в эксплуатацию запланирован на третий квартал 2022 года. Общая сумма инвестиций в проект составит более 100 миллиардов тенге. Строительство фабрики позволит нам обеспечить постоянной работой более 1 000 казахстанцев, а ежегодные налоговые отчисления в государственный бюджет составят более 20 миллиардов тенге.

Наше месторождение – монометаллическое. Это значит, что мы добываем преимущественно золото. Наша компания добывает золото исключительно для пополнения золотовалютных резервов страны, тем самым обеспечивая стабильность национальной валюты и странового рейтинга. Если мы с вами обратимся к статистике Национального Банка РК за последние 10 лет, то увидим, что практически все добытое золото приобретается банком. Если же посмотреть на запасы золота в мировом масштабе, то крупнейшие его держатели – это Япония, Великобритания, Франция, Германия и США. Наша страна, и, допустим, Россия сейчас только наращивают свои золоторезервные запасы, поэтому допустить, чтобы золото уходило за пределы Казахстана, мы не можем.
Сплав Доре́
Сплав Доре́ (от фр. doré — золотой, позолоченный) — золото-серебряный сплав, получаемый на золоторудных месторождениях и отправляемый на аффинажные заводы для последующей очистки.

Аффинажные заводы принимают сплав доре, содержащий не менее 70 % золота и/или серебра.
Можно ли обойтись без добычи золота в принципе?
Дело в том, что объемы золота, которые используются в электронике, телекоммуникациях, авиации и других отраслях промышленности, на самом деле не так велики. Ювелирное производство является одним из самых больших потребителей золота. Золото также используется в медицине. Основное же его предназначение – это пополнение государственных золотых резервов. Ведь из года в год существующие месторождения золота истощаются, а новых не появляется, таким образом, цена на золото начинает расти, а для инвесторов золото является источником, так называемой «бухтой» стабильности. В том случае, когда фондовый рынок начинает проседать, а его основные индексы идут вниз, инвесторы переключают фокус внимания на золото, и это движет цены вверх. Вот, например, сейчас, в период пандемии, многие отрасли в убытках, стоимость ценных бумаг снижается, и спрос на золото начинает расти.
Казахстан наращивает объемы золота и снижает запасы иностранной валюты
За год объем монетарного золота в структуре золотовалютных резервов Национального Банка увеличился на 33,7 процента, или 5,1 миллиарда долларов, до 20,3 миллиарда долларов. За последние пять лет доля золотых резервов выросла с 26,1 процента до 67,9 процента.
— Расскажите подробнее о золотоизвлекательной фабрике? Что дает проект региону?
— В первую очередь, это, конечно же, инвестиции. Инвестиции в основные и операционные средства. Стране проект даст новые рабочие места, привлечение квалифицированных специалистов из ближнего и дальнего зарубежья, и, как следствие, обеспечит рост качества местных кадров. Подобные проекты способствуют запуску целых отраслей. К примеру, для Акмолинской области мы создаем не только рабочие места и увеличиваем поступление налогов в бюджет, мы, как компания, привлекаем подрядчиков, которые, в свою очередь также создают рабочие места под проект: в сферах питания, земляных работах и строительстве. Инвестируем в проект мы, а выигрывает достаточно широкий круг предприятий. А поскольку такие проекты нечастые, они оставляют определенный след в индустриальной истории страны. Ведь несмотря на то, что Казахстан богат ресурсами недропользования, таких проектов не так много в нашей стране. Немного их и в мире. Аналогичные золотоизвлекательные фабрики запущены в ЮАР, Австралии, Канаде, но их нет, например, в Германии. Не стоит забывать и о социальной составляющей проекта, которая особенна важна для региона.
— Проводилась ли международная экспертиза данного проекта? Насколько безопасен будущий проект для экологии региона?
— Разработка проекта строительства осуществлялась международными компаниями, имеющими богатый опыт проектирования такого рода производств по всему миру: первый этап был осуществлен компанией «Lycopodium», после чего «Ausenco» продолжила следующий этап его проектирования. Далее для адаптации проекта строительства для целей соответствия местным нормам и правилам строительства была привлечена компания «Казгипроцветмет» – один из старейших и опытных проектировщиков металлургических производств в Казахстане.

Я хотел бы подробнее остановиться на хвостохранилище, которое является неотъемлемой частью технологического процесса для любого проекта такого рода.
Что такое хвостохранилище?
В процессе переработки из руды извлекается золото, а отходы обогащения полезных ископаемых, так называемые «хвосты» извлечения, растворенные в воде, отправляются в хвостохранилище. Образовавшаяся пульпа оседает на дно хвостохранилища, а отстоявшаяся вода после очистки повторно используется в процессе переработки руды, тем самым, обеспечивая замкнутый цикл системы водоснабжения, который позволяет многократно использовать воду и исключает необходимость сброса промышленных сточных вод.

Одним из важнейших аспектов безопасности хвостохранилища является устойчивость и прочность плотины, сдерживающей нагрузку от хвостов и воды.
— В нашем проекте предусмотрен ряд дополнительных мероприятий по повышению этих параметров – это более пологие откосы 1:5 согласно международным требованиям, в сравнении 1:3 по СНиП/СН РК; средства мониторинга ползучести дамбы (электронные инклинометры, осадочные марки, наблюдательные скважины и т.д.). Для полного исключения риска проникновения промышленных отходов в грунт, на дно хвостохранилища будет уложен высококачественный геотекстиль и геомембрана. Причем материалы будут закуплены у компаний из Германии и ОАЭ, которые являются мировыми лидерами в их производстве. Каждая партия материалов перед применением будет проходить лабораторные испытания на ломкость, морозостойкость, натяжение. Даже если продукт сертифицирован и запатентован во всем мире, мы все равно будем его проверять, прежде чем начать его практическое применение. Помимо этого, мы, конечно же, будем проводить регулярные исследования качества грунта и состояния грунтовых вод.

Процесс строительства хвостохранилища будет сопровождаться компанией «SRK Consulting», которая обладает богатым опытом проектирования и технического сопровождения строительства хвостохранилищ по всему миру.

Вся строительная документация задает высокие стандарты качества к процессу строительства и самому объекту строительства, а использование лучших местных и международных практик гарантирует защиту окружающей среды, которая является ключевым приоритетом нашей деятельности.

— Вы используете метод прямого цианирования – насколько он распространен в мире? Используется ли данный способ в странах Европы, Австралии или в Северной Америке?
— Наше рудное месторождение имеет достаточно большую протяженность. Для разработки таких рудных тел используют карьерный или открытый способ добычи. Сейчас мы работаем на горизонтах карьеров, расположенных ниже 30 метров от поверхности земли, на каких-то участках - ниже 50 метров. Для работ используются специальные карьерные самосвалы, экскаваторы, бульдозеры. Проект горных работ в обязательном порядке утверждается надзорными государственными органами – в данном случае, Министерством экологии, геологии и природных ресурсов РК, а также Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК.

Мы используем метод кучного выщелачивания, поскольку на поверхности горизонта идет активная руда. Природа все сделала сама: активная руда легко отдает золото, которое мы цианируем, затем цианид осаждается на угли – именно этот процесс и называется «кучное выщелачивание». Это достаточно распространенный во всем мире метод добычи драгоценных металлов из руды. После того как активные горизонты заканчиваются, они, как правило, становятся поверхностными, идет первичная руда, которая не поддается кучному выщелачиванию. И для разработки таких руд, чтобы извлечь из них золото, необходимо построить фабрику. Такие фабрики строятся, например, в Канаде, Австралии и ЮАР. И как раз для таких проектов существуют специальные технологии. Мы привозим оборудование из Финляндии, Германии и Бразилии – это мировые производители и экспортеры. Аналогичных по масштабу проектов кучного выщелачивания в мире очень мало, их можно пересчитать по пальцам: Yanacocha – в Перу, и еще два в США - Round Mountain, расположенный в штате Невада, а также Fort Knox на Аляске.
— Сколько времени потребуется на восстановление экологии региона, в случае если хвостохранилище со временем будет закрыто?
— Наш проект рассчитан на 20 лет, время действия контракта – до 2040 года. За это время мы должны полностью извлечь рудное тело. После окончания проекта останутся два карьера. Такие карьеры обычно затапливаются, образуя естественные бассейны. Это мировая практика. Само же хвостохранилище и участки кучного выщелачивания рекультивируются. На этот процесс заложен определенный бюджет, который был учтен в общей стоимости проекта. Следуя общепринятой практике, после завершения всех работ поверх хвостохранилища будет уложен плодородный растительный слой, который естественным образом зарастет травой, образуя холм. Никакой пыли, грязи или каких-либо других отходов не останется.
— А насколько безопасно соседство с такого рода объектами для местного населения, флоры и фауны региона?
— Производство золота, его открытая добыча – это процесс, который не оказывает вредного влияния на окружающую среду
Безопасность является высшим приоритетом деятельности RG Gold. Наша компания обеспечивает постоянный контроль за соблюдением государственных требований по обеспечению безопасности сотрудников и населения региона.
— На всех наших объектах действует свод правил и норм, регулирующих все аспекты работ и деятельности всех сотрудников: от водителя автобуса, развозящего рабочих, до высшего руководства. Исключений и послаблений нет ни для кого.

Кроме того, на протяжении всего периода реализации проекта мы проводим общественные слушания с участием местных жителей и экоактивистов,, где делимся с ними подробной информацией о своей деятельности. Очередные общественные слушания по строительству хвостохранилища мы планируем провести 11 сентября этого года. Более подробная информация об этом есть на сайте компании – www.rggold.kz

Я бы хотел обратить ваше внимание на то, что наша компания создавалась не на один день. Инвесторы вложили значительный объем инвестиций в развитие компании – это более 100 миллиардов тенге, поэтому ни управляющий состав, ни рабочие, ни инженерно-технический персонал (подавляющее большинство из которых являются жителями близлежащих населенных пунктов) не будут и не позволят никому рисковать ради сиюминутной выгоды.
— Давайте поговорим подробнее о вопросах безопасности. Как она обеспечивается?
— Наше производство – режимный объект, поэтому существует вахтовый поселок. Установлены и соблюдаются специальные процедуры по перемещению внутри производства. Все крупные объекты огорожены от случайного попадания, к примеру, домашнего скота. На объекте функционируют служебная охрана, служба техники безопасности и пожарная служба. За экологической безопасностью следят экологи. На постоянной основе проводятся аудиты среди подрядных организаций, и, в случае выявления нарушений, незамедлительно применяются меры по их устранению. На производстве все настроено на безопасную работу. Вокруг нашего предприятия есть посевные территории, естественные озера, на которых гнездятся птицы и водится рыба. Все это говорит о том, что наша деятельность не причиняет вреда окружающей среде.
Инвестиционные монеты из золота выпустили в Казахстане
Национальный Банк Казахстана 17 августа выпустил в обращение инвестиционные монеты Altyn barys и Kúmis barys 2020 года чеканки.
— Что делает компания для населения региона, какие социальные проекты ведутся?
— Мы всегда считали, что ответственны за регион, где ведем работу. Например, в зимний период мы задействуем нашу технику для очистки от снега дорог общего пользования, для того чтобы люди могли безопасно добираться на работу и домой. Сейчас мы рассматриваем газификацию нашего проекта и частичное взятие на себя расходов Бурабайского района по этому направлению.

Параллельно, мы налаживаем обеспечение водой поселка Райгородок. Мы бурим новые скважины, для того увеличить ресурс имеющихся скважин и обеспечить качественной питьевой водой работников предприятия и местное население.

Модернизируем местную подстанцию, чтобы наша работа не сказывалась на напряжении в электрических сетях района. Мы очень хотим, чтобы соседние села, поселки и близлежащие районы выиграли от того, что наш проект находится и функционирует именно здесь, и прилагаем все усилия для улучшения инфраструктуры и повышения качества жизни местного населения.

https://tilda.cc/page/?pageid=13738273&projectid=103731

Партнерский материал

Курс валют

 446.78   483   4.85 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети