ПОДЕЛИТЬСЯ
17 февраля 2022 | 18:07
Во всех протестах есть те, кто пытается воспользоваться ситуацией - журналист
Известный журналист, писатель, фотограф из Швеции Нина Йельмгрен рассказала о работе журналиста во время беспорядков, о провокаторах и о том, как восстанавливать свой организм после потрясений, передает Tengrinews.kz со ссылкой на Kazpravda.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Известный журналист, писатель, фотограф из Швеции Нина Йельмгрен рассказала о работе журналиста во время беспорядков, о провокаторах и о том, как восстанавливать свой организм после потрясений, передает Tengrinews.kz со ссылкой на Kazpravda.kz.
Нина Йельмгрен работала в США, Афганистане, в Западной Сахаре, освещала социальные демонстрации и протесты на этих территориях. Готовила репортажи из Афганистана для Шведского национального общественного радио и телевидения.
В 1999 году опубликовала свою первую книгу "Афганистан без проблем" (Afghanistan No Problems), а вторую книгу издала в 2004 году - "Афганистан перед глазами" (Afghanistan In Front of the Eyes).
Также Нина Йельмгрен была главным редактором Шведского национального общественного радио в 2002-2007 годах. Сегодня она читает лекции в Университете Эребро по глобальной журналистике. Занимается вопросами изменения климата, городского предпринимательства и энергетики. Читает лекции об Афганистане по всей Швеции.
Погромы - это всегда неожиданно
Шведка жила и работала в Лос-Анджелесе в 1992 году и стала свидетелем масштабных беспорядков - сотни тысяч афроамериканцев учинили крупномасштабный погром, протестуя против дискриминации черного населения. Спусковым крючком стало жестокое избиение афроамериканца полицией и последующее оправдание ее действий. Она говорит, что было невозможно освещать то, что происходило на уровне улицы, это было очень небезопасно. Поэтому работа велась с вертолетов.
Нина работала на родине, когда Швеция была председателем ЕС в 2001 году. Она рассказывает, что в тот момент ожидался визит президента США. Были запланированы демонстрации против Европейского союза и против американского президента. Полиция и общественники проводили консультации во избежание столкновений во время встреч.
В город Гетеборг, где проходил саммит ЕС, съехалось более 25 тысяч человек, не согласных с политикой своих государств. Новостные агентства сообщали: ожидается, что демонстранты просто проведут несколько митингов и разъедутся. Но никто не ожидал, что Гетеборг превратится в поле сражения.
"Тихие улочки громили несколько тысяч радикалов, которые до этого устраивали побоища в Вашингтоне, Праге и других городах, где проходили большие международные саммиты", - писали тогда европейские СМИ.
Но шведская полиция оказалась не готова к такой вакханалии и была вынуждена стрелять.
Нина рассказывает, что до начала саммита уже было много слухов о том, что из-за границы проникли иностранные экстремисты, которые будут участвовать в запланированных беспорядках.
"Активисты и демонстранты столкнулись с полицией, и Швеция испытала худшие беспорядки в своей истории. Пострадали 53 полицейских и 90 с лишним гражданских, а один из демонстрантов был застрелен", - рассказывает шведская журналистка.
Но самые страшные вещи до сих пор происходят в Афганистане, где Нина Йельмгрен работала достаточно долго.
"Я работала в Афганистане во время правления талибов и после. Работала с гражданскими, с пострадавшими от ракетных атак и бомб. Была свидетелем того, как жестоко талибы обращались с мирным населением", - отмечает она.
Проверяй информацию
Журналист должен иметь информацию, подтвержденную из разных независимых источников. Нина уверена, иначе писать об этом нельзя, поскольку, если информация только из одного источника, это может оказаться слухом, дезинформацией, попыткой использовать вас как журналиста для собственных целей.
"Человеческий мозг создан так, чтобы понять, что происходит. В ситуации хаоса, общественных беспорядков часто не понимаешь, что происходит. Но мозг пытается все понять и создает разные сценарии, заполняет недостающие кусочки информации тем, как мы представляем себе ситуацию. А это опасно, поскольку существует очень много разных повесток, разных источников от лиц, которые уверены, что они знают, что происходит. Поэтому необходимо подвергать сомнению информацию, потому что у всех есть свои интересы! И они будут пытаться использовать вас как журналиста", - рассказывает Нина.
"Кроме того, я извлекла такой урок: во всех этих сложных обстоятельствах всегда есть люди, которые стараются смешаться с другими группами, чтобы усугубить ситуацию. Это происходило и в Лос-Анджелесе, так было и в Швеции. Это постоянно происходит в Афганистане. Из моих надежных источников я узнала, что так было и в Казахстане. Что среди демонстрантов были вооруженные группы людей из-за границы, которые старались смешаться с демонстрантами с единственной целью - создать беспорядки", - говорит журналистка.
Учись контролировать свои реакции
"Я видела в Афганистане такие вещи, которые я никогда больше не хотела бы видеть. Человеческий организм по-разному реагирует на потрясения. И здесь жизненно важно контролировать свои реакции, иначе вы не сможете быть хорошим журналистом. Если вы не позаботитесь о себе как о человеке, вы не будете достаточно сильны для того, чтобы работать журналистом. Вы потеряете восприятие присутствия в том месте, в тот момент. Вы можете сами стать этим моментом.
Поэтому, когда вы работаете "в поле", вы должны заранее все продумать. Необходимо сесть и проанализировать, с чем вы столкнетесь. И даже в этом случае вы будете шокированы увиденным.
Если вы человек, который привык все контролировать, пожалуйста, не выходите, оставайтесь дома!" - признается Нина.
Два способа восстановить тело и душу
Нина признается, что ей приходилось много плакать, но, по ее мнению, это очень хороший способ для излечения организма.
Второй важный способ восстановления - это проговорить свои переживания.
"Я много лет назад поняла, что одним из лучших способов для организма восстановиться - это… поплакать. Поскольку то, с чем мы сталкиваемся, бывает очень трагичным и печальным. От такого потрясения страдают и тело, и душа. Когда я покидала Афганистан, то испытывала такое чувство вины от этого, что двое суток беспрерывно плакала в гостинице в Москве. Я спускалась только позавтракать и опять в номере плакала. Я возвращалась в Швецию через Москву. Уже дома я восстановилась.
Я уверена, что многие журналисты в таких тяжелых ситуациях, таких, как январские в Алматы, ощущают страх, злость, и это вполне нормально! Сама эта ситуация очень ненормальная. Именно поэтому у вас обязательно должен быть человек, с которым вы можете об этом поговорить... Может, у вас даже будет чувство вины, оттого что вы так напуганы. Но это нормально", - говорит она.
В Швеции журналисты ходят к психологам
"На своем примере могу сказать, что в таких страшных ситуациях узнаешь себя, свои реакции на сложные ситуации.
Мы либо замираем в тяжелой ситуации, либо реагируем. Я из тех, кто действует. Во время тяжелой ситуации я могу быть собранной, рациональной. Но потом я разваливаюсь, и куча слез... И это не признак слабости. Страх - это нормально, но надо учиться его контролировать.
О ваших реакциях должны заранее знать у вас на работе - в газете, на телевидении, на радиостанции. Начальник должен знать, кто может справляться с разными видами работ. Даже ДТП осветить непросто, если вы боитесь вида крови.
В Швеции многие журналисты посещают психолога. Потому что наша профессия, которая предполагает нетерпение к несправедливости, всегда связана с психологической адаптацией", - сказала журналист.
Өзекті жаңалықтарды сілтемесіз оқу үшін Telegram желісінде парақшамызға тіркеліңіз!
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также