ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
08 июня 2023 | 16:44

Закон о самокатах в Казахстане: мнение экспертов

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев

Что будет с самокатами в Казахстане? Корреспондент Tengrinews.kz поговорила с экспертами о новых ограничениях и мировом опыте.


Иконка комментария блок соц сети

Что будет с самокатами в Казахстане? Корреспондент Tengrinews.kz поговорила с экспертами о новых ограничениях и мировом опыте.

Продолжение

Президент общественного объединения владельцев электрического транспорта Денис Никитин считает, что нельзя ориентироваться только на зарубежный опыт.

"В начале апреля, когда появилась эта новость, о том, что "давайте сделаем как в Париже", не учли особенности французского города. Там очень узкие исторические улочки, построенные несколько сотен лет назад, много дорог из камней, там вообще в целом многие улицы делают пешеходными, закрывая их также для авто. Это, конечно, хорошо для Парижа, но перенимать "самый плохой" опыт глупо, в Париже свои особенности. Противники в нашей стране, которые выступают за запрет, напоминают мне людей из разряда: "сам не живу и другим не дам", - считает он.

По словам эксперта, соблюдение приоритета пешеходов при езде по тротуарам - вопрос культуры поведения.

"Необходима мощная пропаганда о недопустимости нарушений правил на тротуаре. Не только для водителей малого транспорта вести пропаганду, но и для пешеходов, которые тоже часто нарушают правила. К примеру: часто лезут на спецполосу, предназначенную исключительно для малого транспорта. У нас необходимо ввести также в школах отдельные уроки по ПДД, необходимо дать нашим детям знания о правилах и о недопустимости их нарушения", - пояснил он.

Денис Никитин добавил, что правила просты: у пешехода приоритет, звуковой сигнал только при острой необходимости, скорость - не выше 15 км/ч. При высокой плотности пешеходов снижение до 6 км/ч.

"Я считаю, что любой участник движения, включая велосипедистов, мопедистов и так далее, при передвижении по дорогам общего пользования повышенной опасности должен знать ПДД. И гарантом этих знаний является обладание правами любой категории. В случае нарушения правил нужно нести ответственность наравне с автомобилистами без каких-либо смягчений. Такие же штрафы, такое же лишение прав. Все участники движения должны быть равны", - считает Денис.

Эксперт также поделился своим зарубежным опытом вождения самокатов.

"В Индии в основном все передвигаются на скутерах, но и самокаты, хоть и мало, но есть. С виду кажется, что ситуация дорожного движения в Индии ужасна, однако там все ездят очень спокойно, уступая друг другу дорогу, и никто никого на дорогах не ущемляет. Особенностью движения является почти полное отсутствие знаков и светофоров, в результате каждый водитель думает, что он потенциально неправ, они взаимно снижают скорость движения и очень аккуратно избегают столкновений. В России ситуация, по ощущениям, ничем от наших условий не отличается. В Италии - брусчатка, в Грузии - камни. В Париже я даже и не рискнул из-за особенностей улиц, хотя там очень много велодорог. В Китае очень хорошие дороги и тротуары, полиция вежливая, никаких проблем с передвижением нет. В Германии посложнее. Я был там, когда правилами было запрещено передвижение по тротуару, плюс особенности передвижения по дорогам общего пользования, штрафы большие за их нарушения. Но, насколько мне известно, сейчас по правилам дали послабление, как по передвижению на тротуаре, так и по дорогам общего пользования", - поделился Денис Никитин.

Самокатчик с опытом уверен, что закон о самокатах нужен и он должен быть справедлив по отношению ко всем участникам движения.

"Только справедливость и честность могут сделать Казахстан процветающей страной, по-другому это не сработает.", - считает он.

Эксперт также поделился двумя авариями, с которыми столкнулся на самокате.

"На моем опыте 2 аварии, они произошли на велодорожках.

В первом случае я ехал в Боровом по велодороге, скорость 25 км/ч. Заходя в поворот оказалось, что она перегорожена несколькими бабушками. Полотно было деревянным и мокрым - тормозить было никак, у меня было 2 выбора: либо я сбиваю их, либо я влетаю в забор. Я выбрал забор. Итог - сломанное ребро и травмировано колено.

Вторая авария случилась в Астане. Самокат у меня был крупный и мощный, я ехал по велодорожке со скоростью 12-15 км/ч. Когда я проезжал мимо девушки, она изменила резко траекторию движения, выйдя с тротуара на велодорожку. В следствии была мною сбита. Притормозить не было шансов, так как это произошло в тот момент когда я поравнялся с ней. К счастью обошлось без травм", - подчеркнул он.

Денис Никитин также перечислил основные проблемы на дорогах, в числе которых выделил:

  • бескультурье в отношении ПДД со стороны всех участников;
  • автохамы, которые подрезают и всячески ужимают велосипедистов и прочих участников движения малого транспорта по дорогам общего пользования;
  • строительство велодорог;
  • парковка авто на велодорогах и велополосах либо временная остановка авто на этих же дорогах;
  • пешеходы, которые передвигаются по велодорожкам, создавая опасность для себя, для детей и для водителя малого транспорта;
  • колодцы, порой открытые;
  • те, кто берет самокаты напрокат и, не зная ПДД, едут по встречной полосе движения;
  • те, кто ездят по 2-3 человека на одном транспорте, который предназначен только для одного человека;
  • пьяные водители.

Депутат Мажилиса Екатерина Смышляева отметила, что у использования электросамокатов есть два сценария. Первый – развлекательный, второй транспортный.

"Сегодня мы видим реализацию обоих сценариев. При этом обществом электросамокаты, ввиду отсутствия ограничений, не воспринимаются как транспортное средство, а продолжают быть развлечением. Когда электросамокатов было немного, это не было критично. Сейчас их количество растет, формируется определенная культура вождения и использования, без правил. Развитие арендных сервисов расширяет горизонт доступности. Транспортный сценарий начинает преобладать над развлекательным. Это нормально, при условии параллельного развития инфраструктуры. Но инфраструктура не развивается. И неизбежно возникает конфликт", - поясняет она.

По словам Екатерины, в сегодняшней дискуссии о модели регулирования – проблема состоит в конфликте интересов шерингового бизнеса, активных пользователей электросамокатов и пешеходов.

"Арендные сервисы не устраивает ограничение скорости на тротуаре, потому что аренда оплачивается поминутно, ездить по правилам будет достаточно дорого. Отсюда публичные дискуссии, сомнения в администрировании, мнения "экспертов" о том, что никакие законы работать не будут и так далее. Позиция бизнеса понятна, но в данном случае для нас важнее всего защитить пешехода".

На вопрос "что будет, если не ввести достаточного регулирования?" Екатерина Смышляева ответила, что произойдет дорожный коллапс.

"В мире уже известен пример взлета и падения китайского бесстанционного велошеринга (в пик развития 70 компаний предоставляли в аренду более 23 миллионов велосипедов). Количество электросамокатов будет расти, не только и не столько за счет частного парка. В большей степени за счет кикшеринга. Это сегодня "кочующий" бизнес, компании развивают международные рынки. Страны вводят ограничения, прокатные электросамокаты приезжают туда, где этих ограничений нет. В один прекрасный день критическая масса самокатов вырастит настолько, что на тротуарах и дорогах возникнет своего рода коллапс. И тогда регулирование все равно будет введено, но с другими последствиями. Все нужно делать вовремя", - объяснила она.

Депутат добавила, что не раз была свидетелем "аварийных" ситуаций на тротуаре.

"Много было обращений в общественные приемные, каждый день видим информацию в социальных сетях. Очень много личных примеров приводили граждане под постами о ходе работы над законопроектом, в противовес противникам регулирования.
Что касается личного опыта, сама всегда успевала среагировать. Взрослому здоровому человеку это сделать возможно. Сложнее ребенку, особенно маленькому, женщинам с колясками, пожилым людям и людям с особыми потребностями. У них нет возможности скоропостижно уступать дорогу летящему самокату.

Работая над проектом закона, мы консультировались с травматологами. Они отмечают опасных характер травм водителей электросамокатов при падении. Это чаще всего голова. Также, несмотря на то, что статистика травм пешеходов не ведется, по словам работников травпунктов в день фиксируется от 4-6 случаев, связанных с электросамокатами. И это только те, кто называет причину травмы и ее фиксируют. Поэтому проблема, безусловно, есть и она не преувеличена. После появления правового статуса электросамоката со статистикой будет значительно проще", - рассказала спикер.

По мнению депутата, в части администрирования ограничений было бы идеально ввести регистрацию электросамокатов с присвоением госномера, но в рамках действующих международных регламентов это невозможно. Вместе с тем, данный вопрос не сходит с повестки, возможно будет выработано альтернативное решение.

"На уровне подзаконных актов акиматы смогут планировать дорожное пространство своих населенных пунктов с помощью дорожного знака, используя имеющуюся в действующем законодательстве компетенцию. Также в компетенцию местных исполнительных органов входит организация парковок (кикшеринг в Казахстане бесстанционный, то есть электросамокаты можно оставлять, где угодно). Следующим этапом, после анализа правоприменения, возможно нормы будут дополнены, в том числе в части отдельного состава административного Кодекса, то есть ответственности. Пока предлагается использовать действующие статьи. Очень важно, если мы принимаем решение развивать альтернативные виды транспорта для обеспечения индивидуальной мобильности в полной мере, ужесточать требования к созданию в городах специальной инфраструктуры. Из рекомендательного, разрешительного порядка переходя к обязательному. Также в настоящее время мы приступили к работе над проектом закона о регулировании движения мопедов, в серой зоне сегодня находятся мопеды и скутеры, развивающие скорость до 50 километров в час. В ближайшее время он будет представлен для публичного обсуждения.
По остальным малым электрическим транспортным средствам, которые не получили такого массового распространения, общие правила в законе имеются, их пока достаточно", - резюмировала Екатерина Смышляева.

Ранее депутаты Мажилиса приняли законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам организации дорожного движения". Этим документом электросамокаты признаны транспортным средством.

Позже казахстанские эксперты рассказали, какие правила и ограничения нужно ввести для электросамокатов и нужно ли им запрещать ездить по тротуарам.

Тем временем в Париже решили запретить электросамокаты.

Деньги нужно считать, а Tengri.Деньги - читать! Подписывайтесь на наш Telegram-канал об экономике и финансах

Жаңалықты бірінші болып білгіңіз келсе, қазақ тіліндегі Telegram-арнамызға жазылыңыз!

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 494.98   521.17   4.92 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети