Крупный автозавод в Усть-Каменогорске "Азия Авто", когда-то игравший значимую роль в отечественном автопроме, вот уже пятый год простаивает с воротами на засов. Что с "Азия Авто - Бипэк Авто" сейчас и планируют ли возобновление производства? Об этом в репортаже Tengri Auto.
Крупный автозавод в Усть-Каменогорске "Азия Авто", когда-то игравший значимую роль в отечественном автопроме, вот уже пятый год простаивает с воротами на засов. Что с "Азия Авто - Бипэк Авто" сейчас и планируют ли возобновление производства? Об этом в репортаже Tengri Auto.
История автозавода "Азия Авто - Бипэк Авто"
Автомобильный завод, принадлежащий холдингу "Азия Авто - Бипэк Авто" и работавший по технологии крупноузловой сборки (SKD), был запущен в 2002 году. На пике производства предприятие собирало около 20 тысяч авто (2019 год), на него приходилась практически четверть автомобильного рынка страны. Главной моделью завода была Lada 4×4. Также на предприятии собирали марки брендов Skoda, KIA, UAZ и Chevrolet.
В 2011-м казахстанский холдинг, которым руководил бизнесмен из списка Forbes Анатолий Балушкин, в партнерстве с российским "АвтоВАЗ" заявил о запуске нового завода "Азия Авто Казахстан", уже полного цикла со сваркой и окраской (CKD). Предприятие должно было начать выпуск автомобилей в 2021 году. Планируемая мощность завода была 120 тысяч авто в год. 70 тысяч авто в год планировали экспортировать в Россию. Строительство общей площадью 523 гектара в северо-восточной части Усть-Каменогорска было начато, но так и не закончено.
В "АвтоВАЗе" только девушки! Репортаж с легендарного завода в Тольятти
Громкий скандал вокруг предприятия и холдинга разразился весной 2020 года. Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана расторгло соглашение с "Азия Авто - Бипэк Авто" о промсборке, согласно которому на строящемся заводе до конца 2019 года должны были ввести в эксплуатацию цеха сварки, окраски и сборки кузовов автомобилей. Суд обязал компанию вернуть в бюджет недополученные 174 миллиарда тенге. В 2021 году в компаниях прошли массовые сокращения, производство было окончательно остановлено. В конце июля 2021 года контролирующий акционер компаний Анатолий Балушкин был объявлен в розыск, в отношении него было возбуждено уголовное дело по статье "Мошенничество".
Предприятия "Азия Авто - Бипэк Авто" сегодня
Пока судебный процесс еще не закончен, но в акимате ВКО корреспонденту Tengri Auto сообщили, что предприятию планируют дать второе дыхание.
"Окончательное решение по вопросу запуска завода АО "Азия Авто" будет известно после завершения всех юридических процедур. Область заинтересована в возобновлении деятельности крупного автосборочного предприятия машиностроительной отрасли", - рассказали в областном акимате.
Добавим, что в разговоре с корреспондентом Tengri Auto один из бывших сотрудников автозавода отметил, что многие рабочие готовы вернуться.
"У нас был очень дружный коллектив, и мы любили свою работу. То, что происходило в верхах, нас не касалось. Врать не буду, были вопросы по заработной плате, но вроде всем выплатили. Если производство запустят, мы готовы вернуться назад", - сообщил собеседник.
Сейчас "кладбище" казахстанского автопрома напоминает памятник ЛРТ. На запущенной территории только вороны, голуби и одно авто.
Заброшенный контрольно-пропускной пункт уже порядком обветшал. В целом обстановка на территории довольно мрачная.
Однако, судя по мусору, жизнь здесь есть. Возможно, молодежь коротает здесь вечера, но днем здесь ни души. Даже охранник не вышел нам навстречу.
Сверху вид не лучше. Пригнанные в ноябре 2013 года на презентацию автомобили и спецтехника исчезли. Остались только здания, амбары, гаражи и столбы. И одинокое авто, которое, скорее всего, принадлежит охраннику.
Иначе дела обстоят с действующим заводом, который расположен по улице Бажова. Возможно, из-за того, что он находится в черте города, за ним хорошо присматривают. Территория чистая, рядом с КПП стоит машина.
Да и на территории имеются как грузовые, так и легковые машины. Другой вопрос, кому они принадлежат. Вид сверху напоминает кадры из фильма про апокалипсис. Кругом ни души, только охранник, который отказался фотографироваться.
По словам бывших сотрудников предприятия, клиентов, оставшихся на гарантийном обслуживании после закрытия, очень много.
"Они перешли к другим дилерам, которые были и открылись в городе. Единственное, владельцы Škoda были вынуждены ездить в Барнаул, потому что по ним идет гарантия по всему миру. В любой стране, в любом городе Volkswagen обязан провести все необходимые работы. Остальные здесь все. Почти все иногда звонят, иногда приезжают", - рассказывает бывший работник автоконцерна.
Какое будущее у предприятия "Азия Авто - Бипэк Авто"?
Отметим, что на данный момент имущественный комплекс АО "Азия Авто" и имущество группы компаний "Бипэк Авто - Азия Авто" находится в залоговом обеспечении АО First Heartland Jysan Bank.
"Банк не является собственником имущества. (...) На данный момент по имущественному комплексу идут судебные разбирательства в части обжалования должниками действий частного судебного исполнителя по передаче арестованного имущества на электронные торги. (...) Должники подали кассационную жалобу в Верховный суд Республики Казахстан. Срок рассмотрения жалобы - до шести месяцев", - рассказали в финансовом учреждении.
В банке также отметили, что автомобильный завод будет выставлен на электронные торги.
"Имущественный комплекс будет выставлен на электронные торги в рамках исполнительного производства согласно действующим нормам законодательства страны. (...) В настоящее время сведениями о потенциальных/заинтересованных инвесторах банк не располагает", - сообщили в АО First Heartland Jysan Bank.
Ранее мы писали о том, что в Казахстане стартовали официальные продажи нового Kia Sorento.
Еще больше интересных автоновостей смотрите в нашем Instagram и TikTok