"Дискриминация девочек начинается еще до их рождения"
Авторский блог Гульназ Имамниязовой, специалиста по коммуникациям регионального офиса Структуры "ООН-женщины" для стран Европы и Центральной Азии
Знаете ли вы, что в мире существует такое явление, как селективные аборты? Это разновидность аборта, когда родители преднамеренно избавляются от эмбрионов женского пола (несостоявшихся дочерей). Когда мы говорим о дискриминации, мы в том числе подразумеваем и эту процедуру, которая стала популярной с внедрением новых диагностических технологий – УЗИ и так далее. Эта дискриминационная практика широко распространена в обществах, в которых устойчиво сохраняются патриархальные отношения. И если соотношение мальчиков и девочек, равное 102-106 к 100, еще считается нормой, то от 110 к 100 – уже может свидетельствовать о существующей практике селективных абортов.
А теперь вспомните истории женщин из вашего окружения, вынужденных рожать до тех пор, пока не появится сын, делающих аборт по настоянию супруга или семьи, когда становится известен пол ребенка и малыш становится нежеланным, или мужчин, мечтающих только о сыне и гордящихся успехами только сыновей. К сожалению, такая практика все еще существует и в нашем регионе. И мало кто знает, что за такой аборт предусмотрена уголовная ответственность.
Сегодня во всем мире отмечают Международный день девочек. И сегодня я хочу замолвить слово о девочках.
10 лет назад Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 11 октября Международным днем девочек и признала их права. По данным ООН, сегодня в мире проживает больше 1 миллиарда девочек. В этот день мы обращаем внимание на важность и необходимость расширения прав и возможностей этих девочек, а также решение проблем, с которыми они сталкиваются.
В центральноазиатских странах все еще сильны гендерные нормы и роли, которые навязываются девочкам и мальчикам с рождения. В большинстве семей слишком активных и свободных девочек с малых лет осаждают, "приземляют", указывая им на то, что такое поведение присуще и дозволено только мальчикам. Девочкам с детства внушают, что их главное предназначение быть хорошей матерью, послушной и покладистой женой и снохой. В этот момент родители даже не осознают, как этими установками начинают ограничивать возможности своих дочерей, обесценивая их в собственных семьях и внушая им их ВТОРОСТЕПЕННУЮ роль во всех сферах жизни, но при этом зачастую возлагая на них полную ответственность за поддержание и благополучие семей. Далее, выходя из семьи, девочка сталкивается с обществом, у которого тоже есть свои требования к ней, и эти пресловутые "должна", "молчи", "стыд" и "терпи" становятся ее спутниками по жизни…
По статистике, более чем в пяти из шести стран девочки в возрасте 10–14 лет с большей вероятностью, чем мальчики того же возраста, тратят 21 или более часов в неделю на выполнение домашних обязанностей. То есть ежедневно в среднем по 3 часа девочки готовят пищу, делают уборку, присматривают за другими членами семьи. Таким образом, их возможности получить лучшее образование, а впоследствии построить карьеру зачастую сильно ограничиваются уже на этом этапе.
И если в первый класс казахстанские девочки идут наравне с мальчиками, то по окончании средней школы доля мальчиков, окончивших основную школу, несколько превышает долю девочек (114,7 и 106,7 процента соответственно), а доля сельских учеников превышает городских (124,4 и 97 процентов соответственно). Это говорит о том, что к моменту окончания школы многие девочки вынуждены оставить обучение по каким-либо причинам. Согласно данным Структуры "ООН-женщины", во всем мире 128 миллионов школьниц уже в 2018 году не посещали школу. А из-за пандемии еще 11 миллионов девочек никогда не вернутся в школу. И только 42 процента стран мира принимают какие-то меры, чтобы девочки могли продолжить обучение.
Но девочки имеют право на образование и свободный выбор профессии.
Тема Международного дня девочек 2021 года – "Цифровое поколение. Наше поколение". И в этот день мы обращаем внимание правительств и общества на все еще существующий гендерный цифровой разрыв. Так, согласно данным ОЭСР, относительно низкий охват девочек школьным образованием по таким дисциплинам, как наука, технологии, инженерия и математика, а также информационные и коммуникационные технологии, которые позволили бы им полноценно участвовать в цифровом мире, в сочетании с более ограниченным использованием женщинами и девочками гаджетов может привести к увеличению разрыва и усилению неравенства. Сегодня глобальный гендерный разрыв в доступе к Интернету составляет более 11 процентов, женщины на 26 процентов реже, чем мужчины, имеют смартфон. В возрасте 15 лет только 0,5 процента девочек в странах ОЭСР хотят стать специалистами в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Исследование Структуры "ООН-женщины" и МСЭ о женщинах и девочках в сфере ИКТ подтвердило, что сегодня технологии меняют правила игры для женщин и девочек, и если этот важный ресурс не является доступным каждому, молодое поколение становится более незащищенным и изолированным, особенно девушки и представители уязвимых групп населения.
Взрослые должны помнить, что девочки, не имеющие доступа к образованию, чаще подвержены повышенному риску насилия, детских браков, детского труда, торговли детьми и ранних родов.
К сожалению, проблем, с которыми сталкиваются современные девочки, слишком много, и все они нарушают их права, мешая развиваться, реализовывать свои планы, осуществлять мечты, достигать цели… На существование этих проблем и препятствий влияет множество факторов: менталитет, культурные особенности, стереотипы, которые существуют в обществе, гендерные роли и ожидания, нормализация насилия.
На самом деле девочки должны иметь все те же права, что и мальчики. И именно это должны говорить им родители, общество. А обеспечивать это равноправие должно государство. Однако в настоящее время право на безопасность, равный доступ к образованию, выбор профессии, здоровье, голос, мнение, свободу, выбор и другие права девочек, проживающих в нашем регионе, все еще нарушаются.
Самая распространенная, болезненная и ужасающая своими масштабами проблема в нашей стране, требующая немедленного решения, – НАСИЛИЕ. Оно широко распространено во всех своих проявлениях и формах и начинается в семье. В мире три четверти детей в возрасте от двух до четырех лет – около 300 миллионов - подвергаются физическим наказаниям или психологической агрессии со стороны родителей, то есть в собственной семье. Девочки, живущие в Казахстане, подвергаются психологическому, сексуальному и физическому насилию в школе, в общественных местах, дома.
Сексуальное насилие. Согласно официальной статистике, озвученной в начале этого года главой МВД, в период пандемии возрос уровень бытового насилия и насилия над детьми. Подавляющее большинство преступлений – это изнасилования и насильственные действия сексуального характера в отношении детей.
Согласно официальной статистике, в 2020 году только за полгода в Казахстане было совершено 879 преступлений в отношении детей, из них 402, то есть почти половина (!), преступления связаны с сексуальным насилием. И это только из числа официально зарегистрированных! Получается, ежедневно в стране в среднем 2 девочки подвергаются сексуальному насилию. И в основном насилие совершается знакомыми девочкам людьми, из их близкого окружения. 10 процентов изнасилований совершили казахстанские ОТЦЫ и отчимы. 80 процентов - родственники, знакомые, сожители матерей. В общем в регионе Европы и Центральной Азии одна из 20 девочек-подростков в возрасте 15–19 лет (а это около 13 миллионов девочек) подвергалась принуждению к сексу, одной из самых жестоких форм сексуального насилия.
Еще одна проблема, о которой я рассказывала ранее, – похищение девушек с целью принудительного замужества. В Казахстане, как и в других центральноазиатских странах, все еще существуют принудительные ранние браки, когда несовершеннолетних девочек выдают замуж без их согласия. Зачастую такие браки совершаются в некоторых этнических группах. Данная практика является одной из форм насилия, кардинально меняющей жизнь девочки в худшую сторону. В результате пандемии по всему миру еще 10 миллионов девочек рискуют стать невестами к 2030 году. В Казахстане официальным возрастом вступления в брачные отношения для женщин и мужчин является возраст 18 лет. По данным ЮНФПА, ежегодно в Казахстане заключается около 3000 браков с несовершеннолетними.
Ранний брак, который еще называют детским, нарушает права девочки, изначально лишая ее добровольного и осознанного выбора супруга, права на жизнь без насилия. Такие браки, как правило, сопровождаются изнасилованиями, лишают девочек доступа к получению образования, выбору профессии, а значит, делают ее всецело зависящей от супруга. Девочки, выданные замуж до своего несовершеннолетия, чаще подвержены насилию в семье, бедности, безграмотности, ранней беременности. Ранние браки нарушают репродуктивные права девочек, которые включают в себя право распоряжаться своим телом, принимать решение о том, рожать или нет, контролировать рождаемость, решая, сколько иметь детей и когда, а также право получать в полном объеме информацию, касающуюся всех этих вопросов. По данным ЮНФПА и Комитета по статистике РК, в 2017 году на каждую тысячу казахстанских девочек-подростков в возрасте 15–19 лет приходилось около 25 родов. Самые высокие значения этого показателя сохраняются в Жамбылской (35,47), Атырауской (30,99), Туркестанской (30,02), Алматинской (29,77) и Мангистауской областях (39,81).
Согласно результатам проведенных в Казахстане Мультииндикаторных кластерных обследований (МИКС), женщины, вступившие в брак в раннем возрасте, чаще допускают, что муж может бить свою супругу. Это же обследование показало, что в Казахстане 52,7 процента детей в возрасте 1–14 лет подвергались как минимум одной форме психологического или физического наказания со стороны взрослых членов домохозяйств.
А согласно данным ЮНИСЕФ, 75 процентов взрослых и 46 процентов специалистов систем защиты детей и правосудия (!) одобряют применение телесного наказания дома. То есть те взрослые, родители, родные, которые должны защищать и ограждать от насилия детей, сами являются источником физического и бытового насилия!
О нормализации насилия в Казахстане свидетельствуют следующие данные: больше половины взрослых казахстанцев (59 процентов) считают, что девочки, пострадавшие от насилия, отчасти виноваты сами, потому что они, "вероятно", сами спровоцировали преступника; каждый второй казахстанец в возрасте от 2 до 14 лет подвергается насильственным формам воспитания в семье; две трети школьников испытывали или были свидетелями насилия или дискриминации со стороны учеников или учителей. По данным Национального центра общественного здравоохранения, в 2020 году более 12 процентов учеников подвергались буллингу и травле.
К сожалению, все эти формы насилия, которым подвержены казахстанские девочки, часто приводят к самоубийствам. По данным ВОЗ, Казахстан занимает третье место в мире по количеству самоубийств и лидирующее место среди стран Центральной̆ Азии. Причем девочки чаще предпринимают попытки суицида. Так, из 28 случаев суицида в январе 2018 года его совершили 24 девочки и четыре мальчика. По данным Национального центра общественного здравоохранения, в 2020 году 143 подростка совершили суицид.
Все вышеперечисленные проблемы и ужасающая статистика являются формами насилия, зарождающегося в семьях и которому девочки подвержены с рождения. Взрослые должны понимать, что однажды примененное насилие против своего ребенка с большей вероятностью может вернуться к нему самому. Ведь насилие порождает и множит насилие. Оно разрушает психику, здоровье, тормозит развитие человека. Зачастую дети, пережившие насилие, сами становятся агрессорами и насильниками. Насилие – это преступление!
Я считаю себя счастливой, потому что мне повезло родиться в семье, в которой не было различий между сыновьями и дочерями. Мне повезло с отцом, который поддерживал все мои начинания, верил и никогда не позволял мне усомниться в себе и своих способностях, я не знала, что такое насилие. Мой папа определенно был феминистом, потому что выступал за равноправие.
И сегодня, в Международный день девочек, я хочу попросить каждого папу, читающего эти строки, на секунду задуматься о том, как важна его роль, его отношение, каждое слово, сказанное в адрес ребенка. Вы можете стать лучшим другом для своего ребенка, просто искренне любя его и поддерживая, либо навсегда испортить его жизнь, проявляя насилие или безразличие.
И только вместе – государство и общество - сообща решительно борясь с насилием и дискриминацией, мы сможем искоренить все эти ужасные проблемы, существующие в нашем обществе.
Я желаю каждой казахстанской девочке не бояться мечтать и беспрепятственно достигать свои цели. Я желаю ей безопасные общественные места, школы и семьи, жизнь без насилия и дискриминации. Верю, что однажды мы станем обществом, не вешающим на девочек ярлыки и обязанности задолго до их рождения. И, как миллионы девочек региона, мечтаю о равноправном будущем.