"Если увидишь, что жена твоя плачет без причины, обязательно врежь ей"

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Друзья!

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

Друзья!

Продолжаем знакомство с обычаями и традициями наших предков. В очередной главе моей книги "Қарашаңырақ" речь пойдет о том,

Как казахи решали неудобные вопросы

Часть I

Теперь о типичном. О ситуациях, которые сегодня принято обсуждать вполголоса, слегка испытывая при этом, как выражался мой незабвенный Мастер по кинодраматургии ВалерСеменыч Фрид, "мокрое неудобствие".

Я уже говорил, что бездетных в степи слегка недолюбливали. Их подозревали. Сторонились. Побаивались. В итоге бездетные попадали в зыбкую зону людей с мутноватым прошлым. Их называли еще "Құ бас". Не в значении "хитрая головушка", а в смысле "голая". Пустая башка, пустой котелок. Хотя, казалось бы, при чем тут котелок?

Но я вам скажу больше: бездетных мужиков даже друзья обзывали. Остальные сочиняли про них сальные анекдоты и не разрешали сидеть рядом на всеобщих тусовках, будь то аульная дискотека с танцами до утра или же казино с фартовыми ставками. Короче, все их беззлобно троллили, а враги – так те вообще торжествовали и громко хохотали им вслед. Из-за этого те злились и от безысходности колотили своих жен…

И тут поднимается во весь свой исполинский рост фундаментальный древнеказахский вопрос: имели ли право мужья бить своих жен?

Ответов тут может быть два. Первый: "Да, имели".

Сторонники такого мнения готовы подкрепить свою позицию многочисленными примерами.

Второй: "Нет, не имели".

Так считают в основном либералы, подкрепляя свою мысль поговоркой: "Қатыныңды соқсаң, сағы сынады" – "Будешь мутузить жену, она сломается". Полагаю, у каждой из сторон были и остаются свои сторонники. До сих пор кухонные мыслители ломают о него свои копья. И какими бы ни были ответы, к сожалению, "кое-где у нас порой" как били, так и бьют. Иногда от души, по велению сердца, так сказать, но чаще всего просто так – "для общего порядку". Дань давней традиции.

А все почему?

Потому что с давних пор живет у нас негласная установка, дескать, в каждой женщине обитают демоны. Не зря у ней "шашы ұзын, ақылы қысқа" – "волосы длинные, а ум короткий". Хотя она сама тут ни при чем. Она не виновата. Просто это демоны ее накручивают. Они селятся в ее мозгах и начинают шалить. Это они сбивают женщину с верного пути, поэтому их нужно срочно выбивать оттуда всеми доступными средствами. Раньше это делалось плеткой. Или палкой. Или еще чем-нибудь, что попадалось под руку. Ничего не поделаешь. Демоны. И пэмээс тут, кстати, тоже ни при чем.

Помнится, один уважаемый аксакал даже учил меня: "Если увидишь, что жена твоя плачет без причины, обязательно врежь ей".

– Зачем это? – удивился я.

– Тогда она будет плакать по причине.

Тоже логично.

На самом-то деле аксакал не это хотел сказать. Он имел в виду, что плач без причины может аукнуться: так женщина может накликать беду в дом. Поэтому лучше всего рыдать по какому-нибудь стоящему поводу. Настоящему. А просто так ныть – не положено.

А еще существовали говорящие приметы.

Скажем, у жены зачесался левый глаз. Значит ее ждет радостная весть. А если правый, то надо готовиться – муж отлупит. А если зачесалась макушка, затылок и виски одновременно, то это значит пора мыть голову. Это уже я так думаю. То есть, как говорил старина Фрейд, "иногда сигара - это просто сигара".

Так вот насчет рукоприкладства. Тут учитывались некоторые нюансы. Допустим, черти взыграли, жена беснуется, и надо бы с ними разобраться. С чертями, естессьно. Не с женой же, она тут не при делах, как было сказано. А как быть, если жена – дочь какой-нибудь местной шишки? Волостного там. Или судьи не дай бог. Воеводы. И что тогда? Попробуй тронь ее пальцем…

"Да ну ее вместе с ее чертями!" – думали чаще всего благоразумные мужья и не трогали. Пусть сама с ними договаривается. С демонами, имеется в виду.

Поэтому били выборочно. Многое зависело от статуса невестки. От ее родословной и социального положения. Если простушка, то можно и в глаз дать. А если из крутых, то бить ее не следовало. Могли и ответку прислать. Вдруг у ней брат – батыр! А то могли вообще забрать дочь обратно. Вместе с приданым. А с приданым расставаться никому не хотелось.

Рудименты таких понятий живы до сих пор. В сетях и сегодня гуляют разные видео, где некие мозгоправы, чаще всего служители веры, муллы разные и имамы, читают инструкции о том, как следует бить жену. В каких случаях муж имеет право и даже обязан таким образом воспитывать свою супружницу. И, между прочим, толково объясняют, вдумчиво и подробно. Как "ментозавры" с приличной практикой: как бить, чем бить, по каким местам бить и в течение какого времени. Правда, при этом они не уточняют, к примеру, позволено ли жене отвечать? То есть вступать в спарринг. А что если она имеет дан по карате? А если у ней еще и хук справа в двенадцать атмосфер? И вообще, что делать, если жена смахивает на Мордюкову в молодости? Ведь в таком случае ситуация может повернуться на все сто восемьдесят градусов. И тогда как быть молодому муженьку? Куда бежать? Кому жаловаться? Маме жены? А может, ее папе? Своим? Позвать на подмогу друзей?

Словом, тут снова возникают вопросы.

"В ранешние времена" жена, которую избивает муж, должна была терпеть. И жалеть. Не себя, а мужа. Почему это, спросите вы. А потому что он оплот. Он государь и надежа! Он изводит себя с утра до вечера, думает о процветании и вхождении в ряд тридцати наиболее богатых семей аула или даже всей округи! А это ведь, согласитесь, дело непростое. Например, тот же скот. Он ведь может взять и подохнуть! Может утонуть. Его могут утащить волки. На него могут наслать мор шайтаны всякие. И тогда каюк.

Поэтому, когда муж бил жену, она должна была в этот момент думать о том, что он просто… устал. У него был плохой день. Или месяц. Год… Это он от переживаний за хозяйство. А так в целом он хороший. У него куча достоинств. Он знает кучу анекдотов и красиво поет. Он вообще добрый. Просто день не задался. Думы пришли невеселые. Или корова обожралась клевера и ее пришлось зарезать, или ягнята погибли по недогляду…

Так должна была рассуждать настоящая казахская жена. Тем более если она еще и бездетная. Такую он просто обязан был бить. Пусть это и не могло кардинально изменить ситуацию. Все равно бил. И все вокруг смотрели на нее как на малахольную. Как на больную. Как на позор семьи и всего рода. Ее бьют, а она все упирается и не рожает. Дура!

В таком случае муж имел право жениться на другой.

Впрочем, он, конечно, мог жениться на другой в любой момент. И не обязательно по этой причине. Но дело в том, что при таком раскладе он забирал у бездетной все ее имущество, ее скот и отдавал второй жене. А если вторая еще и рожала, то первая должна была помогать ей во всем и быть у нее в услужении (как золотая рыбка в сказке Пушкина – но там не случилось). Таким образом она должна была искупать свою "вину" и глубоко осознавать, как она не права. Вот такая была традиция. Поэтому любая молодуха, выйдя замуж, молила всех богов, чтоб они послали ей ребеночка.

Если проблема не решалась, шли к баксы, к шаманам, к лекарям. Ездили по сакральным местам, ночевали у святых могил, приносили жертвы.

Но были и отступления от норм.

У замечательного казахского поэта Магжана Жумабаева есть пронзительный рассказ "Шолпанның күнәсы" – "Прегрешение Шолпан". Между прочим, это его единственное произведение в прозе.

По сюжету Шолпан несказанно везет. Ей удается выйти замуж за любимого человека – что в те времена было практически невозможно. Но вот Шолпан повезло. И она так любит своего мужа, что боится... забеременеть. Боится, что ребенок может встать между ней и ее Сарсенбаем. Поэтому она молит бога, чтобы он продлил ее счастье. Чтобы он любил только ее.

Господь услышал ее молитвы, и три года пролетели незаметно. Ребенок так и не появился. Но однажды Сарсенбай неосторожно рассказал жене о том, что был у друга, а у того куча детей, и они все такие классные, и он так с ними наигрался... Короче, "дом без детей – это могила", бросил он. И все. Шолпан как кипятком окатило. Она стала молить бога об обратном. Но, как известно, у бога добавки не просят.

Прошло еще пять лет. Итого восемь в браке. Без детей. Все смирились. И только Шолпан не расставалась с мыслью о ребенке. И тут ей на подмогу пришла старинная поговорка: "Ұрлық қыл да мал тап; ойнас қыл да бала тап" – "Захочешь разбогатеть – своруй, а захочешь завести ребенка – согреши".

Бесхитростная поговорка. Простая и в то же время жизненная. Ее сегодня сделали своим кредо многие предприимчивые молодухи. Можно сказать, что она стала даже неким руководством к действию.

Вот и Шолпан начинает думать – с кем бы замутить. Отбирает кандидата и наживает с ним ребенка. Но... не сложилось. Все закончилось трагически...

Так в чем был главный просчет несчастной женщины?

Шолпан всего лишь хотела завести ребеночка. И все. Уходить от Сарсенбая она не собиралась, ведь она его любила. По-настоящему. Она хотела как лучше...

Почитайте – советую. А то я тут коряво пересказал. И опять же Магжан описывает отдельный случай. Его нельзя было ни в коем разе считать типичным. Скорее всего, отступление от норм. Потому и цепляет.

Продолжение следует…

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 509.84  course down  567.54  course down  6.32  course down

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 26
Астана 29
Актау 21
Актобе 25
Атырау 27
Б
Балхаш 33
Ж
Жезказган 28
К
Караганда 17
Кокшетау 18
Костанай 35
Кызылорда 25
П
Павлодар 12
Петропавловск 29
С
Семей 27
Т
Талдыкорган 30
Тараз 34
Туркестан 24
У
Уральск 24
Усть-Каменогорск 32
Ш
Шымкент 27

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer