1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

Казахстанцы: бедные, но счастливые?

Читать онлайн публикацию на тему ✅ Казахстанцы: бедные, но счастливые? ⚡ Интересная и важная информация на актуальные темы от новостного портала Tengrinews.kz.

И все-таки он рухнул. Собственно, все понимали, что это произойдет, но до сих пор все случившееся кажется кошмарным сном. На любительских съемках видно, как многоэтажный дом разламывается в несколько секунд. Вот он был - и вот уже нет. А теперь, когда его не стало, очень хочется проснуться, встряхнуть головой и сбросить с себя весь этот кошмар: да был ли домик? Увы, он был.

 
Реклама
Реклама
Был и стихийный митинг жильцов с перекрытием автотрассы накануне катастрофы. Люди нервничали, понимая, как сложно им будет получить потом новое пристанище: 
- Нам никто никаких гарантий не дает.  Вот просто тишина. Мы сейчас в неизвестности, если честно. Информации никакой у нас нет.
 
Успокаивать обреченных руководство Караганды прибыло вместе с усиленными нарядами полиции. Они просили понять: на официальное заключение об аварийности дома потребуется около двух недель. Люди, конечно, могут понять друг друга, а вот бездушное "каменье" не захотело, и каждый день кренилось на 10 сантиметров. Видите ли, оно устроено по другим законам - физическим, где никакие приписки и взятки не действуют. Если здание построено в нарушение этих правил, то оно обязательно упадет, что бы ни было написано в акте о его приемке. "Платье кроят не по тени", - так говаривали предки.
 
Любительские съемки падения дома в Караганде чем-то напоминали кадры сентябрьской катастрофы в Нью-Йорке с падением башен-близнецов. Но там - атака внешних врагов - террористов. А кто напал на нас в Караганде? Сейчас  возбуждены уголовные дела против подозреваемых в недобросовестном строительстве и госприемке халтуры. Но атака продолжается. Можно даже сказать -  необъявленная война. Как учили наши мудрецы, "не думай, что ты  у себя дома: за домом тоже кто-то может быть".
 
В эти же дни, например, появляется сообщение об аресте начальника управления Государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Кызылорде. Финполовцы утверждают, что тот  вымогал у директора одного из местных ТОО взятку в размере 100 тысяч тенге за выдачу санитарно-эпидемиологического заключения  для получения лицензии на оказание медицинских услуг. По данным следствия, это не единственный случай, когда главный санитарный доктор Кызылорды вымогал деньги у предпринимателей.  Кого-нибудь это удивило? Сто тысяч? Мелочь. Как знающие люди учат: "раскидать легко, собирать трудно".
 
За бывшим председателем Агентства по статистике Анар Мешимбаевой "должок" в 758 миллионов тенге, украденных, как предполагается, из бюджета переписи населения. Говорят, она сейчас прячется в Эмиратах. По данным депутатов нижней палаты парламента, за границей скрываются более 1600 казахстанских коррупционеров: 
- Присвоив  достояние страны, они спокойно и беззаботно проживают на теплых, уютных морских побережьях, и теперь свысока смотрят на нас: а что вы теперь мне сделаете?
 
Как в старину говорили, "один улыбающийся недруг опаснее бряцающих оружием тысяч". Для тех, кто бегло прочел предыдущие строки, повторяю еще раз. Более  ПОЛУТОРА ТЫСЯЧ казахстанских чиновников высокого ранга, уворовавших здесь миллионы, безбедно живут за границей, несмотря на все попытки правоохранительных органов. Каковы же тогда масштабы коррупции внутри страны?
 
Впрочем, дело даже не в коррупции, а в общественных настроениях. Мы не только привыкли к воровству, но как-то уже считаем его нормой жизни. Как старики говорят, "для темных людей и плут - мулла". Для примера - случай из уголовной хроники прошедшей недели. В Астане задержаны три студентки за квартирные кражи. Девочки из состоятельных семей разработали изощренный разбойный план по изъятию чужой собственности. И не то печалит, что воровали, куда ужаснее - зачем они это делали.
 
-  Задержанные материально не нуждались, - говорят полицейские. - Их родители достаточно зарабатывают и обеспечивают своих дочерей. Украденные вещи, в основном золотые изделия с бриллиантами, они сдавали за бесценок в городские ломбарды. На полученные деньги ходили в кафе, ночные клубы, покупали одежду.
 
На этом фоне любопытны, конечно, новые выкладки статистиков. С одной стороны, средний заработок казахстанцев составляет около 600-700 долларов в месяц. Это несравнимо с доходами крохотного Люксембурга в 4 000 на каждого и меньше, чем в соседней России. С другой стороны, ученые утверждают, будто в их "рейтинге счастья" Казахстан занимает 59 место из 156 возможных, опережая страны Прибалтики, Украину и ту же Россию. Бедные, но счастливые - это про нас?
 
Одним из самых поразительных событий прошедшей недели для меня стало даже не крушение в Караганде, а митинг перед зданием Кызылординского городского отдела занятости и социальных программ. На самодельных плакатах - требование к местным властям о возвращении в очередь на коммунальное жилье. Собравшиеся держали в руках эти плакаты молча. Потому что они глухонемые. Представляете, как это выглядело: молчаливый митинг глухонемых, уверенных в том, что это их не слышат, и с ними не говорят? Ну, результат этого собрания, думаю, вам понятен: естественно, местные руководители пробовали объяснить, что от них ничего не зависит, и надо обращаться к центральной власти. Однако, послушайте, эти люди глухонемые, но не слепые. Они не слышат, но хорошо видят что происходит. Еще наши предки учили: "на что земля, а и она тоже уши имеет".
 
Мне иногда кажется, что дом в Караганде рухнул от стыда. В отличие от многих из нас, он не смирился со своей участью быть частью, как когда-то говорили, "потемкинской деревни". Понимаете, он думал, что все по-честному: страна из середины списка самых счастливых дала возможность нескольким сотням семей почувствовать себя еще радостнее. Недавно отстроенный дом впустил в себя улыбчивых новоселов, начал вместе с ними обустраивать лучшую долю. Но в какой-то момент понял: что-то не так. А потом убедился, что в его случае - все не так. И начался крен в сторону краха. Ну, и уж когда даже официальные лица признали аварийность ситуации, начав спешное выселение жильцов, дом просто покончил с собой. Это было самоубийство. Так неизлечимо больной отказывается от бесполезных страданий.
 
Как говорит наша старая пословица: "умираю не потому, что жить надоело, а потому что мулла заждался".