О патриотизме - настоящем и мнимом
Ну вот и отгремела Олимпиада. Раз в четыре года она проверяет нас на чувство патриотизма. С одной стороны, конечно, очень удобно: сидишь себе у телевизора, "болеешь" и в зависимости от результата делишь людей по ту сторону экрана на наших и не наших. Победили? Ура, "мы" - лучшие! Проиграли? Ничего "они" не могут. Очень удобно. Как говорится: "Жұмыла көтерген жүк жеңіл". ("Легка ноша, поднятая сообща"). Главное, самому не нужно ничего делать - бежать, прыгать, шайбу ловить. Ну разве что заклинания выкрикивать вслед за комментаторами: давай, ты можешь, надо!!!
Ох уж эти заклинания - с экранов и без… Иногда кажется, что они давно заменили саму жизнь.
Вот вдруг резко изменился курс тенге. Главное, не назвать это неправильным словом, иначе вроде как выйдут паника да другие большие неприятности. А если делать вид, будто ничего особенного не произошло и все идет по плану, то народ тихо смирится с потерями в семейном бюджете: ну, раз стране так надо…
На прошедшей неделе в Актау открывали новый магазин электроники. Его хозяева по привычке решили устроить рекламную распродажу. Ну а почему они должны были отказываться от традиций? Ведь все нормально, по плану. В реальности полиции пришлось перекрывать движение на соседних улицах - так много собралось желающих потратить подешевевшие деньги. Вряд ли этим людям нужно столько фенов и чайников, но другого выбора не дали. Что было дальше - мы видели в новостях. Толпу, ломающую металлические перила, детей, которых добровольцы-спасатели вытаскивали из жуткой давки.
- Народу очень много, вообще, если у кого сердце слабое, может сразу… Двух молодых пацанов спас, женщина плакала…
А тем временем акимы выходят патрулировать продуктовые магазины и рынки, обещают не допустить повышения цен: заклинаем, верьте нам, граждане. Мы бы согласились, если бы не знали, как это бывает везде и всегда. Это только в нечестном суде можно закон повернуть в любую сторону, а наука и жизнь свои законы отменить не могут. Как ни заклинай. Даже если все вокруг согласятся считать, что дважды два не четыре, ну ведь все равно - четыре. Стоит придавить цены - пропадают товары. Старики давно подметили: "Құр судан май шықпайды, кұр сөзден мән шықпайды". ("Из воды масло не выжмешь, в пустом слове мысли не найдешь").
И вот уже в Актобе вслед за картофелем вводят ограничения на продажу муки и сахара: не больше пяти килограммов в руки. Местные чиновники говорят, что все это исключительно во благо покупателей:
- Искусственно создается ажиотаж. Население начало скупать мешками, чего не следует делать. Рынок реагирует моментально, и уменьшаются запасы.
И мы понимаем, что сахар мешками скупают не для сегодняшних нужд. Просто люди не уверены в том, что будет завтра. И пока государство держит цены, они стараются обезопасить себя хоть в какой-то мере от неизбежного: потом все станет дороже. На всю жизнь не запасешься, но хоть как-то. Как говорится: "Судың да сұрауы бар". ("И вода счет любит").
В этой истории с ценами и деньгами все якобы пекутся о простом покупателе. Грозят пальцем буржуинам-продавцам: вот мы тебе! Не смей искать свою выгоду. Так ведь предприниматель, как и все остальные, для того и работает, чтобы прибыль получить. Зачем же ему иначе? На что им заклинания про патриотизм и гражданские чувства? Вот эти олимпийские вопли: давай, ты можешь, надо потерпеть!
Те, кто смотрел Олимпиаду по российским телеканалам, может быть, тоже ловили себя на странном ощущении - будто видим какую-то постановку? На спортивных аренах идет драматичная борьба, но вокруг какой-то театр абсурда. Вот хоккейная сборная вылетает из турнира, а нам показывают ее болельщиков, радостно кричащих в камеру:
- Россия - чемпион!
Мы понимаем: подсказывают, как должен выглядеть истинный патриотизм. И мудрецы учат: "Қол жұмылмай - жылынбайды". ("Пока пальцы не сожмутся в кулак, руки не согреются"). Но потом видим интервью с чемпионом, который рассказывает о том, как рад побеждать для этой страны. Но говорит это на английском языке. Потому что американец русского языка не знает и поменял гражданство совсем недавно, после женитьбы на сибирячке. И тут многие болельщики замирают в недоумении: так патриотизм - это что? Любовь к Родине. А Родина - это флаг и гимн? Вчера американец и, стало быть, чужой. Сегодня сменил гражданство - уже наш? То есть, на словах у них - "Россия, вперед", а на самом деле можно не развивать детский и массовый спорт, а просто покупать чемпионов или заманивать их красавицами?
Но вот Денис Тен, хоть и не стал чемпионом, однако - все равно свой. Не только потому, что из Казахстана. На наших глазах парень рос, проигрывал и побеждал. Так что даже если бы он выступал под другим флагом, все равно остался бы нашим.
А, может быть, мир давно изменился? И все мы больше не живем, как раньше, в замкнутом пространстве территорий, ожидающих нападения. И все вокруг давно свои по другому принципу: хороший - нехороший человек. Каждый в отдельности, а не всей многомиллионной массой. У конкретного человека есть свои желания и потребности. А все эти бездушные понятия - экономика, политика, экранный патриотизм - как раз и существуют для того, чтобы ему, нам стало жить лучше. Не экономике и политике - нам. Об этом и старая пословица: "Ынымақ жүрген жерде, Ырыс бірге жүреді". ("Единство и счастье - едины").
И вот тогда появляется патриотизм настоящий. Не для стойкого переживания очередных трудностей, а из уважения и любви к Родине - то есть, к людям вокруг, которые заботятся о твоем сегодняшнем благополучии так же, как ты - о них. Где государственный флаг - не собственность властных структур, а гордость каждого дома и семьи.