Проклятие сакского царя
Часа четыре алтайского серпантина от Усть-Каменогорска до Береля. Дорога чем выше петляет, тем ухабистее. "Раздолбайская трасса" сразу во всех отношениях. Как будто с каждым последним виражом, с каждого последнего отвеса считываешь: "Не лезь сюда!". Наверное, если бы ничего об этом месте не слышал, было бы проще. Но слышал. Вроде... Что-то... Что на самом деле поймешь только здесь, на Алтае, в "долине царей". А пока сплошь мистика, которой, кажется, подыгрывает даже аким региона, публично называя это место сакральным. Почти официальная позиция официальной власти. Но очень быстро понимаешь - аким не подыгрывает. Да и не в нем дело...
Всего два месяца прошли после похорон в этих краях сакского царя. Пара месяцев, не веков! Местные старейшины добились от властей, казалось, невозможного - вернуть из музея Астаны прах "золотого человека №2" сюда, в гробницу, и перезахоронить. Говорят, для этого погребального таинства бедные жители горных селений даже смогли найти и чем-то убедить неизвестных спонсоров. Представьте масштаб местечковой победы! Представили? И не пытайтесь.
Когда в местных курганах нашли забальзамированное тело вождя, слух по округе пополз сразу - "дух сакского царя потревожен, теперь никому покоя не будет". А когда его останки вывезли из долины, района, области - в алматинский тогда музей, местное население вообще потеряло всякий покой. Жители сразу трех сел, как один, стали жаловаться сначала на природные катаклизмы: ураганы, наводнения, засуху; потом на хронический неурожай и беспричинный падеж скота; а позже и на собственное здоровье: необъяснимую хворь - жуткую головную неизлечимую боль и даже на собственное нездоровое больше потомство - якобы дети стали рождаться с врожденным слабоумием.
"Долина царей", как ее столетиями звали в народе, а недавно официально назвал лично министр культуры - это огромный некрополь, куда пару тысячелетий древние племена свозили хоронить своих вождей. Именно сюда! До сотни курганов-могильников в одном месте.
И эта ключевая загадка Алтая частично разгадана. Рукотворный эффект вечной мерзлоты. "Долина царей" - это, по сути, природный холодильник. Наши далекие предки создали здесь "искусственную подкурганную мерзлоту". Погребальные камеры сконструированы так, что могилы, подмерзшие однажды зимой, уже не оттаивают даже в середине лета, курганы не дают. Плюс уникальные секреты бальзамирования тел, что позволяло сберечь мумии вождей от тлена и сохранить их до наших дней. Плюс - сами саркофаги из цельного ствола лиственницы, которые хранили прах усопшего долгие века. Даже останки лошадей, захороненные в могиле "сакского царя", так сохранились, что в их желудках нашли сохранившуюся не переваренной тысячелетнюю флору. В этой долине две тысячи лет назад уже была отлажена уникальная технология погребения, которую предки наши, очевидно, чтили. И именно поэтому местные аксакалы называют бедой попытки археологов ворошить это сакральное место.
В древности, а это уже сами ученые подтверждают, на могилы, особенно такие знатные, куда съезжались лучшие шаманы, накладывали заклятие - такой оберег, защита могилы от любого расхитителя гробниц. А в одном из сел местный люд даже поставил статую сакского царя, чтобы хоть как-то, говорят, ублажить духов. Жители и сейчас предостерегают: минимум, что грозит любому осквернителю царских могильников - неминуемое родовое проклятье. Говорят, самая первая научная экспедиция, которая и нашла "второго золотого человека", два месяца не могла начать раскопки из-за проливных дождей и необъяснимых поломок техники.
Археологам здесь и нынче работать в тягость. Население шибко невзлюбило их за то, что в проклятье верить не хотят и дальше курганы раскапывают. Напрямую местные старожилы ученым, конечно, не мешают, но и помогать отказываются, даже провиантом. Здесь, в горных селениях, любого чужака встречают закрытыми ставнями, а если и удастся допроситься глотка воды, то кружку ворчливые хозяева непременно разбивают у ног путника, мол, "не лезь сюда!"
Десять лет ушло у алтайских горцев на то, чтобы "свести" сакского царя снова в могилу - вернуть на прежнее вечное пристанище. Представляете, какие аргументы были у местного населения, что оно смогло таки убедить целое Министерство культуры и те согласились вернуть прах "второго алтын адам" на место. Вопрос стоял ребром: духи разгневаны и спасти долину, с ней область, а там и всю страну от катастрофы может лишь возвращение останков сакского царя в гробницу. И с трактовкой такой Министерство культуры, выходит, согласилось. Ученых-археологов письменно обязали вернуть прах "второго золотого человека" на свое место. Уникальный случай в мировой археологии. Чиновники от культуры пошли на это "в виде исключения".
Какого исключения? То есть, "второй золотой человек" нес в себе проклятье? Так надо понимать? Именно на это давили местные жители, а раз добились своего - значит, официально власть признает версию проклятья сакского царя? Тут хочешь верь, а хочешь нет, но несколько дней назад из последней поездки в "долину царей" не вернулись два человека. Погибли на том самом горном серпантине, машина сорвалась в ущелье, два трупа. Поехали в Восточный Казахстан по работе, а назад, в Алматы и Кызылорду, семьям отправили цинковые гробы. Местные сразу подхватили, мол, потревоженные духи забрали новые жертвы. Но за что? Прах "сакского царя" же вернули в могилу! Старожилы лишь усмехнулись - вернули лишь кости, а доспехи остались в музее, да и мало было вернуть, теперь у разгневанных духов древних царей надо просить за могильное расхищение долгое прощение.