Загадка Астаны
В репортажах о выборах Президента иностранные журналисты обязательно подчеркивали необычную для постсоветских стран архитектуру города. Красиво. Оригинально. Функционально. Внимательный взгляд чужестранца не может не заметить казахстанских перемен. Ученые утверждают, что даже средний рост казахов за последние годы увеличился на десяток сантиметров. На городских улицах как никогда много красивых женщин. Причем эти перемены происходят исключительно стремительно и многие отсчитывают их начало от конца девяностых годов. Время переноса столицы в Астану. Это совпадение? Или следствие?
Решение Президента о переносе столицы объясняли в свое время сиюминутными политическими планами. Разорвать давние связи южной элиты и заодно остановить центробежные тенденции на севере страны, вблизи российских границ. Но не было ли в этом и другого, мистического смысла? Какая функция заложена в архитектурный ансамбль современной столицы?
Если взглянуть на градостроительную ось Астаны с высоты птичьего полета… Вам не кажется, что это похоже на построение армии? Боевой порядок.
Приглядитесь: шатер Акорды – как ставка главнокомандующего.
По правую руку – представительская власть, по левую – исполнительная. Это штаб, главные советчики, верные друзья, которые всегда под рукой. По левую. По правую.
А не символично противостояние зданий министерства иностранных дел и обороны? Как два способа разрешения конфликтов – уговоры и сила.
Арка "Казмунайгаза" похожа на ДОТ – огневую точку.
Байтерек. Второй центр архитектурного комплекса. Символ духа нации. Или, если хотите, боевое знамя. Именно здесь ему и место.
Высотка министерства транспорта – как будка дозорного, впередсмотрящего.
А какие ведомства оставлены на правом берегу Ишима? Если не ошибаюсь, министерство финансов. Казна. Кто же берет ее в бой? Это, говоря армейскими терминами, обоз.
И логическим завершением центра столицы становится Хан шатыр с накрененной башней, напоминающей нос корабля. Как указатель направления движения армии. Но если это боевые порядки, выстроенные для защиты от какой-то опасности, то кто ее несет?
Астана сейчас переводится как просто "столица". Но есть и другие объяснения этимологии этого слова. "Остон" - гроб, в котором хоронят святых, место поклонения. То есть, массового сбора людей, или - "остоона", столица. Понятия "захоронения", "могила" присутствовали и в прежних названиях этих мест (при некотором допущении их можно рассмотреть даже в "Целинограде"). Чья могила могла оставить такой глубокий след в исторической памяти народа?
О жизни Чингисхана и его деяниях написано много. Его смерть обложена загадками. Что известно о ней? Тело полководца долго везут к месту погребения несколько особо доверенных конников. Откуда-то из Китая в сторону современного Забайкалья. По дороге убивают все живое - свидетелей траурного пути: людей, птиц, животных. Ради сокрытия тайны могилы Чингисхана на месте захоронения год паслись табуны коней.
И чем не подходит под этот маршрут территория нынешнего Казахстана? Пройти по пустынным местам куда проще, чем махать саблями в городах и торговых центрах. И табун лошадей легче представить себе в казахских степях, чем где-нибудь в Забайкалье. Даже сейчас здесь на междугородных трассах в степи "Мерседес" кажется зрелищем неуместным. А вот пролетающая где-нибудь по горизонту конница…
Итак, конец девяностых, с переноса столицы начинается возрождение нации. Резкое как нигде на постсоветском пространстве. Почему бы не представить, что эти две вещи взаимосвязаны? Подсказку можно найти в знаменитой легенде о великом изверге Тимуре и его духовном учителе. Перед смертью Тимур завещал похоронить себя рядом с могилой наставника. Ноги в ноги. Как будто сознавая весь масштаб собственного злодейского величия, он пытался нейтрализовать его этим обрядом, словно заземляя плюс и минус. И потребовал ни в коем случае не разбивать эту формулу, не нарушать баланс добра и зла, иначе быть большой беде. Запрет был нарушен 22 июня 1941 года.
Почему не предположить, что, как и в легенде о Тимуре, современная Акорда боевым порядком сдерживает злую силу? И не этим ли знанием объясняется настойчивость, с которой Нурсултан Назарбаев выстраивал новую столицу? Плюс на минус. Добро против зла.
И не этим ли объяснимы результаты голосования казахстанцев на нынешних президентских выборах? Тем, кто следит за жизнью страны издалека, трудно понять, почему люди разных возрастов и социальных слоев так единодушны в оценке своего руководителя. Это вроде бы не вписывается в демократические стандарты и несет в себе заряд социального застоя.
С другой стороны, именно при Назарбаеве русло Ишима стало водоразделом между прошлым Астаны и ее будущим. Казахстан остался единственным государством на постсоветских просторах, история которого лишена периодов безвременья и безвластия. Здесь не было межнациональных или межрелигиозных раздоров. Страна избежала политических кризисов. Добро против зла. Плюс на минус. И этот плюс перекроет любые минусы. В том числе и отмеченные в блокнотах наблюдателей от ОБСЕ: "попавшие в предвыборные списки кандидаты не старались составить конкуренцию действующему президенту".
В Казахстане действительно не было выборов президента. Здесь, скорее, прошел референдум по доверию лично Назарбаеву. При таких результатах голосования его место в жизни страны теперь можно называть как угодно - президент, первый секретарь, национальный лидер…
Если в Казахстане так много людей сравнивают своего лидера с отцом большой семьи, почему надо коситься на прописи ОБСЕ о выборах?
Родителей в самом деле не выбирают, не переизбирают и не переназначают. Тем более, что и во вроде бы критичном докладе ОБСЕ говорится, что "Казахстан находится в достаточно активном эволюционном процессе и имеет большие стремления и амбиции на пути демократии", хотя и "не все заявления были отражены во вчерашних выборах".
…В Интернете сейчас активно обсуждаются две казахстанские новости: небывало массовая поддержка Нурсултана Назарбаева на выборах и признание казахов самой красивой современной нацией. Может быть, в этом совпадении есть нечто символическое? У заботливых родителей - красивые дети.