На этой неделе в Алматы завершились работы по созданию граффити, посвященного писателю, классику русской литературы Николаю Васильевичу Гоголю. Изображение размером более 50 квадратных метров расположено на восточной стене центрального магазина "Меломан" на Гоголя-Панфилова. Корреспондент Tengrinews.kz пообщался с автором граффити - стрит-арт-художником Andrew из мастерской Repas, заказчиком изображения, а также прохожими, которые c интересом разглядывают необычный портрет знакомого со школьной скамьи автора.
На этой неделе в Алматы завершились работы по созданию граффити, посвященного писателю, классику русской литературы Николаю Васильевичу Гоголю. Изображение размером более 50 квадратных метров расположено на восточной стене центрального магазина "Меломан" на Гоголя-Панфилова. Корреспондент Tengrinews.kz пообщался с автором граффити - стрит-арт-художником Andrew из мастерской Repas, заказчиком изображения, а также прохожими, которые c интересом разглядывают необычный портрет знакомого со школьной скамьи автора.
"Я сам пришел к магазину с этой идеей, - говорит автор граффити Andrew Repas. - Я заканчивал факультет дизайна и всегда хотел заниматься эстетизацией городской среды: вместо серых стен украшать город. Эту серую стену я заприметил давно - живу недалеко, часто прохожу мимо. И вот пришла идея: Гоголь на Гоголя, как раз на стене книжного магазина. Я пришел к руководству "Меломана" с тремя-четырьмя эскизами - они утвердили, я начал делать. От момента задумки прошел примерно месяц, с начала работ - неделя: с учетом погодных условий, как раз выпало на период дождей и ветра, рисовал с вышки - было небезопасно".
Andrew уже опытный стрит-арт-артист. Его работы есть в Новосибирске, Новокузнецке, Москве, Париже, Амстердаме, Барселоне, Брюсселе, Брюгге, Куала-Лумпуре, на Пхукете и Филиппинах, а также в Доминикане. В Казахстане его работами любуются жители Алматы, Астаны, Шымкента, Караганды. В Алматы художником и его командой были выполнены муралы (живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях - от авт.) - "Девушка с жемчужной сережкой" во втором микрорайоне на Жубанова, "Рождение Венеры" на Калдаякова - Кабанбай батыра, "Велосипедисты" на Толе би - Муратбаева. Сравнения с Бэнкси ему льстят.
Andrew признается, что несколько его небольших работ были впоследствии закрашены. Однако обычно этого не происходит - у стрит-арт-художников есть негласный кодекс: не рисовать на архитектурных памятниках и значимых объектах, выбирая неприметные серые стены, требующие ремонта.
"При создании работы смиксован классический портрет Гоголя с тематикой ретровейв - стилистику 80-х отличают неоновые краски. Надпись "Raise my eyelids" - это цитата "Поднимите мои веки" из гоголевской мистической повести "Вий". На создание граффити ушло 300-400 баллончиков специализированной аэрозольной краски. Я совмещал российскую краску с европейской - в одной линейке не было всех нужных цветов. Сложностей не было, кроме погодных условий. Я зафиксировал лаком, чтобы держалось максимально долго. Так как граффити нанесено на плитку, а это очень капризный материал, вероятно, продержится от года до пяти лет", - уточняет автор идеи.
Художнику нравится наблюдать за реакцией прохожих. Andrew отмечает, что стрит-арт - это диалог со зрителем через стену. Он вспоминает, что часть людей не узнали классика. Но все же тех, кто признал, больше. Уже в процессе создания люди фотографировали граффити и себя на его фоне. Ему запомнилась реакция 70-летней бабушки и пятилетней девочки. Пожилая женщина снимала, чтобы отправить понравившееся изображение внуку в Израиль, а девчушка закричала: "Мама, смотри: Гоголя нарисовали!"
Заказчиком граффити стоимостью 1,5 миллиона тенге выступила компания "Меломан". Руководитель департамента Наталья Жир говорит, что им идея понравилась сразу. Инициативы от творческих людей поступают к ним довольно часто, но обычно речь идет о проведении мастер-классов, творческих вечеров, автограф-сессий, то есть просьбы о создании площадки для диалога с аудиторией. Фактически граффити выполняет эту задачу за пределами магазина. Она вспоминает услышанный в "Меломане" разговор между парнем и девушкой: "Да перестань ты называть это магазином, это - социальное пространство".
"Создавая граффити, мы хотели поддержать идею городских властей превратить Панфилова в яркое, красивое, атмосферное место, добавив артистическую нотку. Мы хотели создать площадку для селфи. Мы понимаем, что современные подростки - поколение screenager-ов, они взаимодействуют с миром через экраны своих смартфонов. Граффити никого не оставляет равнодушным. Мы очень признательны акимату Алматы, что они поддержали эту идею, быстро выдав нам разрешение", - добавила Наталья Жир. Представитель "Меломана" благодарит за понимание жителей соседнего элитного дома, которые терпели запах краски и убрали свои машины с парковки перед стеной с создаваемым граффити.
Пока мы фотографируем, как Andrew вносит последние штрихи в свою работу, возле граффити останавливаются прохожие.
Алматинка Нина гуляла с внуками-дошкольниками Миланой и Максимом. Девочка первой обратила внимание на яркую картинку - бабушка тоже остановилась и рассматривает: "Хорошая работа. Мне очень нравится, что она соответствует названию улицы. Правда, Гоголь в каких-то очках суперсовременных... Наверное сейчас это модно. Милане понравилось, что именно сейчас рисуют".
По словам работающей неподалеку девушки Гузель, у нее в голове сразу появились воспоминания о школьной программе: сказки, рассказы, романы Гоголя. "Я сразу поняла взаимосвязь между граффити и Гоголем: Гоголь на Гоголя".
Из своего небольшого окошка за нами наблюдает охранник Канаш, в обязанности которого входит поднимать шлагбаум для жителей соседнего дома. Художник отмечает, что охранник живо интересовался ходом работ, поддерживая его шутками. А в один из дней он и вовсе поднял шлагбаум, чтобы кран вышки мог подобраться к дальнему углу стены. "В тот день вышка была шлагбаумом", - смеется Andrew. Охранник лаконично отмечает, что ему все нравится: "Он на меня смотрит, я - на него".
Фото Эльдара Устемирова