Время, к сожалению, неумолимо. Незаслуженно забывается целое поколение участников войны, к которому принадлежал и мой дедушка Ахметов Абен.
Ахметов Абен родился в 1916 году в селе Байсерке близ Алматы, жил и учился в городе, в семье своего старшего брата Касыма. Этапы его жизни – это история нашей страны, как в героическом, так и в трагическом смысле. В детстве и юности он увлекался музыкой, учился игре на виолончели. Тяжелый инструмент был не по плечу хрупкому парню, ему частенько помогал двоюродный брат Кожабек Мусаходжаев, отец знаменитой скрипачки Айман. Дед был человеком романтичным, близким к искусству. Его отец и старший брат играли на гармони и хорошо пели. Абен обладал красивым тенором, прекрасно пел народные песни и классику. Завершить музыкальное образование ему не удалось – началась война. Долг был превыше всего. Долг – защищать Родину.
В сентябре 1939 года был призван в Советскую армию на Финский фронт. Воевал в танковых частях до конца войны. В Берлине у Бранденбургских ворот и на Рейхстаге в мае 1945 года оставил свой автограф, как и все советские солдаты-освободители. Много рассказывал об этом, и через 70 лет я, стоя у тех стен, представляла картину 45-го по рассказам деда и мысленно говорила о прошедших без него годах. За годы службы имел много наград, благодарность от Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина за вторжение в Бранденбургскую провинцию, за взятие Берлина. Но самая главная награда – звание Героя Советского Союза, представление было подписано генерал-майором Айляровым Г.А., так и осталась не полученной по неизвестным нам "техническим" причинам военного времени. На наш запрос секретариатом маршала И.Х.Баграмяна было обещано разобраться, но, к сожалению, ответа мы не получили. Наградной лист до сих пор хранится в семейном архиве. Дальнейших поисков не проводилось из-за нежелания самого дяди, который считал, что судьба и так к нему благосклонна, так как подарила слишком много – целую жизнь на фоне ада войны.
Возвратился Абен в июле 1945 года, получив два тяжелых ранения. После возвращения в связи с ранениями виолончелью он уже не занимался, а закончил хормейстерское отделение Алматинского музыкального училища вместе с известным дирижером Газизом Дугашевым. Затем несколько лет работал диктором на радио с казахским "Левитаном" - Мануарбеком Байжамбаевым. Но контузия дала о себе знать, он стал плохо слышать и уже больше не мог работать на радио, ему пришлось уволиться. Испытывая материальные трудности и удары судьбы, был вынужден с женой и детьми вернуться в родной аул Басерке. Он думал, что сможет работать в клубе, но нужно было кормить семью, и он устроился простым скотником. Он человек влюбленный в музыку смог выдержать эту участь. И только когда по телевизору был концерт классической или камерной музыки, то он замирал, и казалось, что он ничего вокруг не слышит. Когда собирались гости, то он часто вместе с родными устраивал концерты, и только тогда все могли слышать его красивый тенор. Абен не отличался честолюбием, не боялся любого труда, жил скромно, не кичился своими заслугами, ни чего не просил у государства. Часто жена просила его попросить у колхоза, как бывшего фронтовика, корову, но он всегда ей отказывал, говорил, что у нас есть дом и дети, зачем нам еще, нужно что-то. В один из неурожайных послевоенных годов, колхоз выдавал бывшим фронтовикам машину сена, но он отказался, за что все его стали ругать, тогда он сказал, как я могу живой вернувшийся с войны взять это сено, когда те семьи, чьи кормильцы остались лежать на поле боя, остаются без ничего. И попросил, чтоб вместо него эту машину сена отдали тому, кто потерял, своих близких. Каждый День Победы получал из военкомата знаки внимания и был очень благодарен. Военные раны давали знать обострениями, но льготными путевками в особые санатории не пользовался. Машин и квартир не получал, считал великой наградой сохраненную жизнь. Скончался в 1976 году в своем ауле, прожив тридцать лет после войны.