ПОДЕЛИТЬСЯ
29 сентября 2021 | 20:12
Как изменились отношения детей и родителей в казахстанских семьях
На Tengrinews.kz стартует медиапроект "Школа онлайн". Серия познавательных материалов с экспертами в области образования и психологии будет освещать особенности онлайн-обучения. Читатели получат ответы на самые волнующие вопросы: как правильно организовать учебный процесс, как помочь ребенку добиться высоких результатов, что делать, если падает успеваемость.
ПОДЕЛИТЬСЯ
На Tengrinews.kz стартует медиапроект "Школа онлайн". Серия познавательных материалов с экспертами в области образования и психологии будет освещать особенности онлайн-обучения. Читатели получат ответы на самые волнующие вопросы: как правильно организовать учебный процесс, как помочь ребенку добиться высоких результатов, что делать, если падает успеваемость.
Казахстанцы стали больше времени проводить с детьми. Этот показатель вырос почти на 10 процентов. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования "Семейно-демографическая политика-2020", проведенного КИОР "Рухани жаңғыру".
По данным исследования, в 2020 году казахстанцев, которые находятся с детьми постоянно, стало больше на 9,7 процента, и на 6,7 процента выросла доля тех, кто "каждый день старается собраться вместе". В 2021 году 50,3 процента родителей ответили, что находятся с детьми постоянно.
Однако, как рассказала доктор политических наук, заместитель председателя правления НАО КИОР "Рухани жаңғыру" Асем Кайдарова, нахождение с детьми не всегда бывает качественным.
"Наши родители часто думают, что коммуникация – это физическое присутствие ребенка и родителя. А это не так, должно быть непосредственное участие, взаимодействие. Чтобы что-то обсуждалось, был зрительный и тактильный контакт. У нас в эпоху гаджетов ребенок может с тобой находиться и играть, и получается, что ты проводишь вместе время", - отметила Асем Кайдарова.
По ее словам, казахстанские родители загружены на работе и обеспокоены обеспечением семьи, а живое общение оставляют на второй план.
"Серьезным барьером, препятствующим общению с детьми, на протяжении двух лет опросов остается загруженность родителей на работе. Величина этого показателя в 2020 году выросла до 42 процентов, прирост по сравнению с 2019 годом составил 11,1 процента. На 3,2 процента выросла доля тех, кто не может уделять время детям из-за загруженности домашними делами", - отмечается в исследовании.
Также среди казахстанской молодежи отмечается тенденция неготовности к браку и родительской роли. А средний возраст материнства вырос с 20 до 29 лет.
Из существующих моделей родительства в Казахстане, согласно данным исследования, преобладают два вида: демократический и авторитарный.
Еще одной проблемой является то, что 20 процентов детей воспитываются в монородительских семьях. То есть, по словам Асем Кайдаровой, каждый пятый ребенок в казахстанской семье воспитывается одним родителем, в основном это матери. И детям зачастую не хватает мужского воспитания.
"По данным исследования, с детьми чаще всего проводят время, занимаются и совершают прогулки матери. Эту функцию выполняют 38,15 процента матерей, всего 2,1 процента отцов и в 40,2 процента семей родители делают это совместно", - говорится в исследовании.
Однако, как отметила Асем Кайдарова, наблюдается положительная тенденция в воспитании детей: за период карантина казахстанцы стали больше воспитывать в детях ценности самовыражения.
Выросла доля родителей, воспитывающих в детях самоуважение (на 14,5 процента), уверенность в себе (на 17 процентов), справедливость (на 9,7 процента), духовный рост (на 13,1 процента), саморазвитие (на 6,4 процента), умение жить по средствам (на 2,4 процента). Ценности самовыражения ориентированы на достижение успеха, значимость личности, индивидуальность, права человека, прагматизм.
Среди тем, которые обсуждаются с детьми, на первом месте - обсуждение образования, на втором месте - здоровье, на третьем - увлечения, хобби, а затем будущая профессия.
Зарубежный опыт демонстрирует эффективность введения "отцовских квот" на повышение доли отцов, выходящих в декрет и на развитие вовлеченного отцовства в целом. Другими распространенными практиками являются проведение занятий по половому просвещению в учебных заведениях, отказ от практики телесных наказаний, воспитание самостоятельности у детей с раннего возраста.
Важно укреплять родительский потенциал не только на материальном, но и на ценностно-нормативном уровне. Необходимо проводить работу по подготовке молодежи к семейной жизни, к взаимодействию друг с другом и сродственниками супруга (супруги), разъяснять родителям особенности детской психологии, и способам разрешения противоречий и конфликтов, отмечает Асем Кайдарова.
Проект "Школа онлайн" реализуется Tengrinews.kz совместно с Казахстанским институтом общественного развития "Рухани жаңғыру".
Показать комментарии
Читайте также