19 июля 2022 19:38

Астрономы обнаружили "спящую" черную дыру

Фото:reuters Фото:reuters

Астрономы обнаружили "спящую" черную дыру за пределами галактики Млечный Путь, передает Tengrinews.kz со ссылкой на Nature Astronomy.

Исследователи заявили, что эта дыра отличается от всех других известных черных дыр тем, что она "рентгеновская тихая" - не испускает мощного рентгеновского излучения, указывающего на поглощение близлежащего материала его сильным гравитационным притяжением.

Они называют ее космической "иголкой в стоге сена". Черная дыра не только классифицируется как бездействующая, но и, похоже, родилась не в результате взрыва звезды, называемой сверхновой.

©Nature Astronomy

Отмечается, что такие "спящие" черные дыры, которые считаются относительно распространенными, трудно обнаружить, потому что они очень мало взаимодействуют с окружающей средой.

"Мы обнаружили иголку в стоге сена. Это первый объект такого рода, обнаруженный после того, как астрономы искали их десятилетиями", - заявил научный сотрудник по астрономии Амстердамского университета, ведущий автор исследования Томер Шенар.

Для того чтобы сделать открытие, ученые использовали шестилетние наблюдения с Очень большого телескопа (VLT) Европейской южной обсерватории в Чили.

Эта черная дыра, масса которой по меньшей мере в 9 раз превышает массу Солнца, была обнаружена в области туманности Тарантул галактики Большое Магелланово облако и расположена примерно в 160 тысячах световых лет от Земли. Световой год - это расстояние, которое проходит свет за год, 9,5 триллиона километров.

"Черные дыры - это, по сути, темные объекты. Они не излучают никакого света. Поэтому чтобы обнаружить черную дыру, мы обычно смотрим на двойные системы, в которых мы видим, как одна светящаяся звезда движется вокруг второго, не обнаруженного объекта", - пояснила соавтор исследования и научный сотрудник Европейской южной обсерватории в Мюнхене Джулия Боденштайнер.

Вокруг этой черной дыры вращается чрезвычайно яркая и горячая голубая звезда с массой, примерно в 25 раз превышающей массу Солнца. Исследователи полагают, что звезда-компаньон в конечном итоге также станет черной дырой и может слиться с другой.

Ранее ученые обнаружили самую быстрорастущую черную дыру.