25 января 2018 19:39

Как сохранить редкие и исчезающие виды животных в Казахстане, рассказал ученый

Динара Балымбетова Корреспондент

Фото: Юрий Съедин Фото: Юрий Съедин

Для сохранения биоразнообразия в Казахстане рассматривается возможность клонирования животных с использованием замороженных клеток. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz рассказал заведующий лабораторией, доктор биологических наук Ержан Тойшибеков.

В ходе выполнения научно-исследовательских работ группой ученых лаборатории было изучено развитие клонированных эмбрионов, полученных с использованием замороженных соматических (неполовых) клеток дикого архара, которые хранились в криобанке.

В эксперименте применяли модифицированный метод переноса ядер соматических клеток (Handmade Cloning), разработанный австралийским ученым Габор Вайта, который проводил тренинг для сотрудников лаборатории.

Ержан Тойшибеков. Фото Tengrinews.kz

"Нам необходимо было изучить выживаемость заморожено-оттаянных соматических клеток и их практическое применение, так как всегда возникает вопрос: "Зачем нужно замораживать и сохранять соматические (неполовые) клетки?" В ходе эксперимента было выявлено, что эти клетки можно использовать для клонирования дикого архара. Так, в эксперименте использовали яйцеклетки домашней овцы после удаления ядра и заморожено-оттаянные соматические клетки дикого архара, из которых получали клонированные эмбрионы после электрослияния и химической активации. Затем проводили культивирование клонированных эмбрионов и изучали их эмбриональное развитие, часть сконструированных эмбрионов развилась. Однако, эти эмбрионы не были подсажены реципиентам для получения клонированных ягнят архара, это не входило в нашу задачу", - сказал он.

Он добавил, что для проведения полноценных исследований необходимо соответствующее финансирование. В целом главная задача эксперимента - изучение эмбрионального развития клонированных эмбрионов - была выполнена. Результаты этих исследований были опубликованы в рейтинговом научном журнале за рубежом.

Ержан Тойшибеков. Фото Tengrinews.kz

Кроме того, в работу Тойшибекова и ученых лаборатории входит изучение новых методов и подходов в криобиологии, изучение влияния различных методов замораживания клеток и тканей, прикладной эмбриологии и репродуктивной биотехнологии животных. Одним из новых разрабатываемых в лаборатории методов является метод ультрабыстрой витрификации - это процесс замораживания клеток при сверхнизкой температуре -205 градусов по Цельсию (сверхнизкая температура достигается за счет использования специального оборудования).

В лаборатории создан экспериментальный криобанк гермоплазмы, в котором при температуре -196 градусов по Цельсию хранятся различные типы клеток: сперматозоиды, яйцеклетки, эмбрионы, соматические (неполовые) клетки и ткани яичников. Эти образцы собраны у различных местных пород овец, коз и свиней, обладающих высокой адаптивностью к природно-климатическим условиям Казахстана.

"Криосохранение (сохранение при сверхнизких температурах) и создание криобанков является одной из стратегий сохранения биоразнообразия животных: не только млекопитающих, но также птиц и рыб. А также необходимо для сохранения как ценных генотипов сельскохозяйственных животных, так и редких и исчезающих видов животных, внесенных в Красную книгу", - сказал Тойшибеков.

Витрификация. Фото Tengrinews.kz

Ученые сотрудничают с коллегами из разных стран, которые изучают проблемы криобиологии различных типов клеток. Были проведены совместные исследования с учеными Национального центра сохранения генетических ресурсов США в международном проекте по криосохранению и изучению генетических ресурсов пород овец Казахстана. Также ведется сотрудничество с учеными Австралии, Германии и России.

"В настоящее время Продовольственная и сельскохозяйственная организация (FAO, UN) рекомендует всем странам разработать национальные стратегии сохранения биоразнообразия. Исследования по криобиологии ведутся во многих развитых странах мира, и ученые из разных стран разрабатывают комплексные меры для сохранения биоразнообразия. Самое главное в исследованиях - получить научные результаты, которые будут иметь практическое применение, как, например, криобанк гермоплазмы животных, криосохраненные образцы которого можно использовать как для выведения новых высокопродуктивных пород сельскохозяйственных животных, так и для сохранения редких и исчезающих видов животных", - заключил он.