12 сентября 2017 05:16

Ученых удивил анализ ДНК знаменитого воина X века

© Uppsala University © Uppsala University

Генетический анализ останков, захороненных вместе со множеством военных атрибутов в одной из самых известных могил воинов-викингов середины X века, показал удивительный результат. Оказалось, что скелет принадлежит женщине. К такому выводу пришли исследователи из Уппсальского университета и Университета Стокгольма, сообщают Вести.Ru.

Захоронение, получившее номер Bj 581, впервые обнаружили в конце 1880-х годов на территории современной Швеции неподалеку от поселения Бирка (древний торговый центр шведских викингов).

В могиле покоится человек, окруженный полным набором оружия профессионального воина, включая меч, топор, копье, стрелы и два щита. Там же были обнаружены останки двух лошадей. Кроме этого, в захоронении присутствовали игральная доска и фигурки, которые, по мнению исследователей, могут указывать на то, что умерший имел хорошие представления о тактике и стратегии. Все эти атрибуты говорят о том, что похороненный мог занимать относительно высокую военную должность.

© Uppsala University

Более 100 лет захоронение считалось мужским в силу традиционных представлений. Хотя некоторые особенности строения скелета воина давно указывали на то, что он не является мужчиной. Половая принадлежность находки вызвала дискуссии в научной среде.

Конец прениям положил детальный анализ ДНК, выявивший отсутствие у противоречивого воина пресловутой Y-хромосомы, свойственной только представителям сильного пола. Результаты исследования, опубликованные в журнале American Journal of Physical Anthropology, стали первым генетическим доказательством существования женщин-воинов среди викингов.

© Uppsala University

По мнению авторов исследования, захоронение принадлежало не просто женщине-воину, а высокопоставленной женщине-военачальнику. "Вещи, обнаруженные в могиле, указывают на то, что она была своего рода офицером, кем-то, кто мог владеть тактикой и стратегией, а значит, управлять войсками в бою. Перед нами не мифическая валькирия, а настоящий военный лидер, который оказался женщиной", - заявила Шарлотта Хеденстьерна-Йонсон.

"Письменные источники иногда упоминают женщин-воинов, но это был первый раз, когда мы действительно нашли убедительные археологические доказательства их существования", - говорит профессор археологии и древней истории Нил Прайс.