ПОДЕЛИТЬСЯ
29 мая 2017 | 17:19
Загробная жизнь имеет научное объяснение - ученый
Российский ученый предложил концепцию появления различных видений во время клинической смерти, сообщает РИА Новости.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Российский ученый предложил концепцию появления различных видений во время клинической смерти, сообщает РИА Новости.
Юрий Сердюков, доктор философских наук, профессор кафедры "Философия, социология и право" Дальневосточного государственного университета путей сообщения (Хабаровск), предложил научному сообществу новую концепцию формирования субъективной реальности во время клинической смерти, позволяющую дать естественно-научное объяснение переживаниям, которые испытывает человек в этом специфическом состоянии.
Некоторых пациентов, оказавшихся в такой ситуации, удается вернуть к жизни, и их рассказы о своих переживаниях нередко трактуются как картины "ада" или "рая". Однако те же картины можно объяснить без всякой мистики, проведя анализ физиологических и психических процессов.
Юрий Сердюков исходит из того неоспоримого факта, что при клинической смерти, несмотря на потерю сенсорного контакта с реальностью, прекращение дыхания и остановку кровообращения, мозг продолжает жить. Его умирание происходит постепенно: первыми погибают нейроны коры больших полушарий, последними - стволовые структуры. Установить точно, какова продолжительность этого процесса, практически невозможно, поскольку снижение электрической активности мозга в какой-то момент выходит за пределы чувствительности современной аппаратуры.
Британский реаниматолог Сэм Парниа, переехавший в США, опубликовал в 2013 году книгу, в которой он говорит, что человека можно вернуть к жизни и после 12, и после 24, а иногда и через 72 часа после смерти. А уж вернуть к жизни пациента, чье сердце остановилось два часа назад, можно в большом количестве случаев. Пока процесс этот сложный, кропотливый, дорогой, но в будущем оживление людей станет обычной медицинской манипуляцией. Это значит, что мозг после смерти живет еще очень долго, и его клетки не отмирают через пять минут после остановки сердца, как считалось ранее.
Ценным источником знаний о человеке, находящемся в состоянии клинической смерти, является также книга Льва Литвака, доктора медицинских наук, профессора психиатрии, который 26 дней находился в коме и, выйдя из нее, подробно описал то, что он чувствовал. Лев Литвак делит это терминальное состояние на четыре стадии: первая стадия - мрак; вторая стадия - витальная депрессия; третья стадия - эйфория; четвертая стадия - выход из терминального состояния. Так как автор является по специальности врачом-психиатром, он объясняет эти стадии как части психопатологического процесса. Более того, он специально сопоставляет ряд мистических переживаний с переживаниями в остром психозе и выявляет их общность, что позволяет лучше объяснить склонность к мистическим истолкованиям "околосмертного опыта".
Как считает Юрий Сердюков, пребывание в состоянии комы сложно считать психозом, так как психоз - это выраженное нарушение психической деятельности, которое в этом случае трудно доказать. Сердюков считает, что в "терминальном состоянии сознания" происходит распад психики, человек теряет способность к вербально-логическому мышлению.
Субъективная реальность превращается в нерасчлененный поток онирических (сновидных) переживаний, создаваемых спонтанной активностью мозга. Содержание переживаний обусловлено тремя факторами: 1) всей прожитой жизнью, начиная с внутриутробного периода, когда формируется способность воспринимать звуковую информацию; 2) врожденными психическими структурами личности, которые сформировались в перинатальный период; 3) активизацией определенных генетических структур в ситуации сильнейшего стресса, которым является клиническая смерть.
Суть концепции Юрия Сердюкова состоит в утверждении, что человек в состоянии повлиять на содержание околосмертных переживаний. Для этого необходимо формировать жизнеутверждающее мировосприятие, целенаправленно создавать комплекс устойчивых позитивных впечатлений, надежно зафиксированных в нейродинамических структурах нашего мозга и способных сопротивляться процессам распада в состоянии клинической смерти.
При реализации такой жизненной установки существенно снижается риск глубокой витальной депрессии, опасность погружения в мрачный серый мир, представленный в описаниях ада, и, напротив, повышается вероятность ярких, радостных переживаний, характерных для образа рая.
Еще один существенный аспект околосмертных переживаний, выявленный в концепции профессора Сердюкова, заключается в следующем: поскольку они протекают в условиях, когда отсутствуют естественные регуляторы времени (в первую очередь - солнечный свет, ритмы сердца), - субъективно они могут длиться вечно. Хотя объективно, по физическому времени, они протекают совсем недолго. И в этом субъективно вечном бытии вся предшествующая жизнь кажется человеку всего лишь эпизодом.
Новые идеи были высказаны Юрием Сердюковым на международном междисциплинарном семинаре "Нейрофилософия", прошедшем в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также