Tengri FM МИКС Победители Законы Казахстана UIB & Tengri Open EXPO 2017 BI Group Путешествия
KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 325.58
EUR / KZT - 381.51
CNY / KZT - 48.32
RUB / KZT - 5.49

Две трети проблемных заемщиков скрываются от кредиторов - Нацбанк РК

09 августа 2016, 11:49
18
Иллюстративное фото с сайта noteru.com
Иллюстративное фото с сайта noteru.com

Две трети заемщиков (64,1 процента), имеющих просроченные задолженности, скрываются от кредиторов, передает корреспондент Tengrinews.kz. Такие цифры обнародовал директор департамента методологии финансового рынка Нацбанка РК Нурлан Абдрахманов в ходе обсуждения предлагаемых поправок в законодательство в рамках законопроекта "О коллекторской деятельности".

Из них просроченную задолженность имеет около 1 миллиона 40 тысяч заемщиков с просрочкой более 90 дней. Потребительский кредит имеют 661 тысяча 778 человек. "Это порядка 66 процентов от всех заемщиков, имеющих просрочку. Отмечу, что то всего лишь 13 процентов от всех заемщиков", - пояснил Абдрахманов.

"Здесь такие цифры, что на самом деле скрывающиеся заемщики представляют 64,1 процента от всех проблемных заемщиков. Добросовестными заемщиками являются 23,2 процента. Основная деятельность коллекторов, в итоге, сводится к тому, чтобы искать и находить этого заемщика и устанавливать с ним контакт, чтобы он начал осуществлять платежи", - сказал представитель Нацбанка РК. По данным финансового регулятора, сейчас на рынке 205 коллекторских организаций, из которых 59 взаимодействуют с 17 банками. Есть еще субколлекторство, которое означает передачу права взыскания уже коллекторами другим организациям.

Он пояснил, что в рамках предлагаемых поправок в закон предлагается четко определить круг субъектов, которые могут взаимодействовать с физическим лицом, заемщиком. Также вводится значительная ответственность коллектора, которая начинается от административной до уголовной. "Мы сильно акцентируем внимание на социальной уязвимости - способности заемщика взаимодействовать с коллекторами. Мы четко определили категорию людей, которые не могут быть переданы коллекторам на взыскание. В первую очередь, это социально уязвимые слои населения, а также граждане, которые имеют серьезные заболевания", - сказал он. Сейчас коллекторских организаций 205, пока это не регулируемый субъект.

Также сообщается, что будет четко ограничено взаимодействии коллекторов с должниками. К примеру в законе указано, что коллекторы имеют право взаимодействовать только в форме телефонных разговоров, личных встреч, писем через почту, текстовых голосовых или иных сообщений по сотовой связи и взаимодействия через Интернет.

"Мы четко оговариваем, что взаимодействие может быть только в рабочие дни с 8 до 21 часа. В праздничные и выходные - с 10 до 17. Взаимодействие в течение дня не более одного раза, если это личный контакт. Если это иные формы - не более трех раз. Коллекторское агентство должно, в первую очередь, соблюдать сохранность и конфиденциальность. Оно не может передавать информацию о должнике от банка третьим лицам. Оно обязано сообщать заемщику сведения о его задолженности. Оно обязано фиксировать взаимодействие на аудио и видео, если это происходит в офисе компании. Это нужно для того, чтоб если отношении заемщика будут осуществлены какие-то неправомерные действия: повышен тон, либо сообщалась информация с целью угрозы, принуждения, то эта информация будет сохранена в коллекторском агентстве и регулятор проведет изучение и примет решение. Это помогает защитить заемщика", - сказал Абдрахманов.

"Если законопроект будет ободрен и принят, будет им запрещено передавать информацию родственникам, соседям или другим третьим лицам", - пояснил он более подробно пункт о конфиденциальности.

Ранее начальник управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций НБ РК Александр Терентьев сообщал, что в текущей ситуации при уступке прав требований заемщики банков теряют защиту, которой обладали, находясь в поле регулирования уполномоченного органа. Заемщики теряют статус потребителя финансовых услуг, что исключает их право воспользоваться вновь вводимыми на регулярной основе нормами права, направленными на усиление защиты заемщиков. Во-вторых, сегодня на рынке отсутствуют правовые основы деятельности организаций, взыскивающих долги, и уполномоченный контролирующий орган. Это создает условия для непрозрачной деятельности коллекторов и не исключает принятие противозаконных и неэтичных методов взыскания задолженности. И, в-третьих, существует риск принуждения должников заключать новые договоры займа либо дополнительные соглашения на новых, заведомо невыгодных, условиях, которые исключают ранее действовавшие в отношении кредитора ограничения.

В Нацбанке отмечают, что в текущей ситуации взыскание долгов не урегулировано. Предлагается закрепить организационно-правовую форму коллекторской деятельности в качестве ТОО, а также установить его статус в виде коллекторского агентства. Законопроектом также предусматривается введение учетной регистрации и единого реестра всех коллекторов. Регулирование коллекторского агентства будет осуществляться посредством учетной регистрации, предоставления отчетности, проверки выполнения им правил осуществления коллекторской деятельности. Регулятор наделяется полномочиями наказывать коллекторов за нарушения в их деятельности с помощью ограниченных мер и санкций. Вместе с тем вводится уголовная ответственность за незаконную коллекторскую деятельность. Важным в законопроекте является установление порядка взаимодействия коллекторов с должниками, закрепление права должника оспаривать требования коллекторского агентства, а также обращения в уполномоченный орган с жалобой на недобросовестность коллектора, подчеркнул Терентьев.


Нравится
Поделиться
Показать комментарии (18)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц