Глава комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности Виктор Озеров. ©РИА Новости
В Совете Федерации РФ не исключают, что Узбекистан, вышедший из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), может вновь стать ее членом, сообщает "Интерфакс-Казахстан". "Узбекистан является суверенным государством, которое вправе входить или выходить из той или иной международной структуры, в том числе и из ОДКБ. Официальный Ташкент этим правом уже пользовался: к примеру, в 1999 году узбекские власти отказались продлить договор ОДКБ, однако в августе 2006 года Узбекистан восстановил свое членство в Организации. В 2009 году президент Узбекистана Ислам Каримов отказался подписывать соглашение о коллективных силах оперативного реагирования в рамках Организации, и сейчас вновь заявил о выходе из ОДКБ. Тем не менее, я считаю, что уже в ближайшей перспективе эта страна вновь станет членом Организации", - сказал "Интерфаксу" в пятницу глава комитета по обороне и безопасности Виктор Озеров. При этом он отметил, что Узбекистан всегда был лишь номинальным членом ОДКБ: ни одного соглашения в рамках этой структуры Ташкентом подписано не было. "Официальные власти этой страны всегда под любым предлогом уходили от этого и не ратифицировали за все время ни одного документа", - напомнил сенатор. По его словам, Узбекистан вправе сам определять формы и методы по обеспечению собственной безопасности. "Однако безопасность в Центральной Азии зависит от взаимодействия государств региона. Узбекистан пришел в ОДКБ по доброй воле, руководствуясь принципами собственной безопасности и возможностью опереться на вооруженные силы ОДКБ в случае возникновения тех или иных угроз", - пояснил В.Озеров. Он сказал, что в ОДКБ Узбекистан рассматривали как потенциального участника коллективной безопасности, хотя в совместных планах и в совместных учениях эта страна не принимала участия. "Тем не менее, это решение (о выходе - ИФ) не может не вызывать сожаления. Узбекистан, выйдя, теряет своих стратегических партнеров, на которых он мог рассчитывать, отвечая на вызовы и угрозы XXI века. Поэтому, выйдя из ОДКБ, Узбекистан больше потеряет и больше проиграет, нежели выиграет", - не сомневается В.Озеров. Анализируя ситуацию, он не исключает того, что, выйдя из ОДКБ, Узбекистан тем самым попытается играть ключевую роль в транзите военных грузов НАТО из Афганистана. "С учетом того, что США и Пакистан договорились о разблокировке путей в Афганистан, соответственно, альянсу нужны альтернативные пути, и таким путем может вполне стать Узбекистан. Тем более, что через эту страну проходит транзит невоенных грузов НАТО в Афганистан", - пояснил В.Озеров. Сенатор не исключает, что Узбекистан хотел бы оказаться ключевым звеном будущего вывода войск НАТО из Афганистана и сыграть роль основного плацдарма, через который будут переваливаться грузы к сегодняшней западной коалиции в Афганистане. "Однако в Ташкенте должны осознавать, что такая линия довольно рискованна с учетом нынешнего весьма сложного положения центрально-азиатских стран: без гарантии безопасности со стороны своих соседей в рамках ОДКБ им, конечно, не обойтись", - полагает В.Озеров. По его мнению, ни США, ни НАТО таких гарантий Узбекистану предоставить не могут.
В Совете Федерации РФ не исключают, что Узбекистан, вышедший из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), может вновь стать ее членом, сообщает "Интерфакс-Казахстан".
"Узбекистан является суверенным государством, которое вправе входить или выходить из той или иной международной структуры, в том числе и из ОДКБ. Официальный Ташкент этим правом уже пользовался: к примеру, в 1999 году узбекские власти отказались продлить договор ОДКБ, однако в августе 2006 года Узбекистан восстановил свое членство в Организации. В 2009 году президент Узбекистана Ислам Каримов отказался подписывать соглашение о коллективных силах оперативного реагирования в рамках Организации, и сейчас вновь заявил о выходе из ОДКБ. Тем не менее, я считаю, что уже в ближайшей перспективе эта страна вновь станет членом Организации", - сказал "Интерфаксу" в пятницу глава комитета по обороне и безопасности Виктор Озеров.
При этом он отметил, что Узбекистан всегда был лишь номинальным членом ОДКБ: ни одного соглашения в рамках этой структуры Ташкентом подписано не было. "Официальные власти этой страны всегда под любым предлогом уходили от этого и не ратифицировали за все время ни одного документа", - напомнил сенатор.
По его словам, Узбекистан вправе сам определять формы и методы по обеспечению собственной безопасности. "Однако безопасность в Центральной Азии зависит от взаимодействия государств региона. Узбекистан пришел в ОДКБ по доброй воле, руководствуясь принципами собственной безопасности и возможностью опереться на вооруженные силы ОДКБ в случае возникновения тех или иных угроз", - пояснил В.Озеров.
Он сказал, что в ОДКБ Узбекистан рассматривали как потенциального участника коллективной безопасности, хотя в совместных планах и в совместных учениях эта страна не принимала участия. "Тем не менее, это решение (о выходе - ИФ) не может не вызывать сожаления. Узбекистан, выйдя, теряет своих стратегических партнеров, на которых он мог рассчитывать, отвечая на вызовы и угрозы XXI века. Поэтому, выйдя из ОДКБ, Узбекистан больше потеряет и больше проиграет, нежели выиграет", - не сомневается В.Озеров.
Анализируя ситуацию, он не исключает того, что, выйдя из ОДКБ, Узбекистан тем самым попытается играть ключевую роль в транзите военных грузов НАТО из Афганистана. "С учетом того, что США и Пакистан договорились о разблокировке путей в Афганистан, соответственно, альянсу нужны альтернативные пути, и таким путем может вполне стать Узбекистан. Тем более, что через эту страну проходит транзит невоенных грузов НАТО в Афганистан", - пояснил В.Озеров.
Сенатор не исключает, что Узбекистан хотел бы оказаться ключевым звеном будущего вывода войск НАТО из Афганистана и сыграть роль основного плацдарма, через который будут переваливаться грузы к сегодняшней западной коалиции в Афганистане.
"Однако в Ташкенте должны осознавать, что такая линия довольно рискованна с учетом нынешнего весьма сложного положения центрально-азиатских стран: без гарантии безопасности со стороны своих соседей в рамках ОДКБ им, конечно, не обойтись", - полагает В.Озеров. По его мнению, ни США, ни НАТО таких гарантий Узбекистану предоставить не могут.