Послание Президента - 2 сентября
27 ноября 2019 | 09:51

Начальник - сволочь или мне прокрастинация мешает? Три лайфхака по спасению карьеры

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото Tengrinews.kz Фото Tengrinews.kz

А у вас возникает чувство, что начальник - неадекват, работа - каторга, а зарплата - курам на смех? А может, в вашем окружении есть такой человек, который готов денно и нощно пахать на работе, в мыслях которого крутятся радужные перспективы: заработаю свой первый миллион, а там, глядишь, и повысят. Но в конце месяца вместо миллиона он получает "заслуженную копейку", а вместо повышения - одобрительное похлопывание по плечу. Руки падают, настроение на нуле, ни тебе перспектив, ни желания работать.


А у вас возникает чувство, что начальник - неадекват, работа - каторга, а зарплата - курам на смех? А может, в вашем окружении есть такой человек, который готов денно и нощно пахать на работе, в мыслях которого крутятся радужные перспективы: заработаю свой первый миллион, а там, глядишь, и повысят. Но в конце месяца вместо миллиона он получает "заслуженную копейку", а вместо повышения - одобрительное похлопывание по плечу. Руки падают, настроение на нуле, ни тебе перспектив, ни желания работать.

Корреспондент Tengrinews.kz обратился к психологу аналитического направления Ольге Солоненко с вопросом: как достичь успеха в карьере и не наступить на эти грабли? На что получил три лайфхака, как бороться с эмоциональным выгоранием, прокрастинацией и самосаботажем.

Психоаналитик и HR-бизнес-партнер Ольга Солоненко:

Есть структурированные люди, и есть те, кто умеет работать в хаосе. Если их поменять местами, то для обоих это будет настоящим стрессом. Если поместить в линейную структуру человека, который делает несколько дел одновременно, то для него это будет страданием. Например, логически мыслящим бухгалтерам несвойственно поддаваться эмоциям, а для того же менеджера по продажам эмоциональность - важная часть работы, чтобы вовлечь в разговор человека и провести продажу. 

Эмоциональное выгорание - это нехватка ресурсов, без которых невозможно полноценно вовлечься в работу и сохранять внимательность.  Очень часто выгорание возникает тогда, когда в компании от сотрудника требуют многого, при этом в ответ нет никакой компенсации. Это обесценивание труда. У человека теряется мотивация. Он может не осознавать этого, но его физическое и эмоциональное состояние будет сопротивляться желанию работать. Это может привести к апатии. Работнику становится все равно, как работает компания, какой у него личный результат. Пропадает стремление к карьерному росту. Выгорание - это стресс, и он может случиться даже с тем, кто не работает и сидит дома. Например, когда человек вкладывает эмоции в семью, но не получает моральной компенсации. Появляется чувство, что его используют. Это ступенька к депрессии. 

Все дело в том, что есть мотивация материальная и нематериальная. С материальной частью понятно - это зарплата, бонусы, премии. Но, помимо денег, для человека важно признание, это и является нематериальной мотивацией.  Когда нет ни денежной, ни нематериальной компенсации, мы внутри себя чувствуем, что нас просто используют.

Первый лайфхак - "Ценный работник=ценная компания"

Со стороны работодателя:  Режим, достойная оплата труда и нематериальная мотивация. Со стороны руководителя, если вы видите, что человек выкладывается, то начинайте повышать ему зарплату, справедливо разделите обязанности. У нас любят перекладывать на сотрудника ответственность других работников, хотя это не относится к его должностным обязанностям. Не забывайте поощрять и мотивировать сотрудников. Ну и утвердите режим - работа с девяти до шести. Тот хороший начальник, у которого все сотрудники вовремя уходят и компания при этом эффективно работает.

Со стороны сотрудника: Здесь сложнее, потому что у большинства есть страх потерять работу. Необходимо провести мыслительный процесс, который поможет понять, что вы профессионал, а ваш труд и время очень ценны. Не нужно ждать чьей-либо похвалы, хвалите сами себя. Даже за маленькие победы. Можете расписать на бумаге: что я сделал за это время, как я вырос в профессиональном плане, что я привношу в компанию, и тогда вами будет трудно манипулировать. Вы можете заявить о своих требованиях и потребностях руководству. Это называется ассертивность (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него - прим. автора). И чем выше ассертивность, тем более комфортно работник будет себя чувствовать. 

Прокрастинация - это склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам. Есть несколько причин, по которым мы не делаем то, что запланировали.

Во-первых, есть мыслительная часть, которая планирует что-либо, а есть эмоциональная, которая может сопротивляться этому. Сопротивление происходит, когда для человека делать что-то нет никакого смысла и он действует с позиции "надо". У взрослого человека этого слова "надо" нет. Поэтому нужно четко понимать, зачем вы это делаете, какой в этом смысл и что хотите пережить внутренне. Например, "я хочу купить квартиру". Человек начинает думать о том, что он хочет пережить: чувство покоя, безопасности. В этот момент материальная вещь становится эмоциональным переживанием. Деньги, то есть материальная составляющая, не способны удовлетворить нас полностью, только на 50 процентов. А чтобы мы были полностью удовлетворены, нужно помнить и об эмоциональном аспекте. 

Во-вторых, страх ответственности. Когда мы тянем время, а принимать решение необходимо. Но как только вы примете решение, появится ответственность за него. Вы входите в определенные границы, которые вынудят вас поэтапно начать выполнение. Поэтому мы иногда не спешим с принятием решения, ведь тогда и делать ничего не надо, и ответственность можно не брать. Это очень выгодная позиция.

Лень стала ругательным словом, но на самом деле это одна из разновидностей прокрастинации, и есть версия, что лень - это бессмысленность того, что мы делаем.

Второй лайфхак - "Я не робот"

Здесь так же, как и в первом случае, нужно понять, что вы не робот, не функционал. Осознайте, что вы можете переживать, чувствовать, что у вас есть как сильные, так и слабые стороны. Находите смысл и мотивацию в том, что вы делаете. Это поможет вам обрести гармонию. Помните, деньги - это только половина счастья. Вторая половина - душевная потребность.

К сожалению, в нашем обществе большинство заботится о себе только материально, не воспринимая психологический аспект всерьез. Компаниям, которые паразитируют на сотрудниках, это выгодно. Если вы чувствуете, что вас настигла прокрастинация, а компания пытается на вас паразитировать, то можете смело менять место работы. Зачастую так и происходит. Когда компания и сотрудник растут вместе в профессиональном плане, тогда можно продолжать двигаться вместе.

 

Самосаботаж - это страх перемен и боязнь покинуть зону комфорта. Любые перемены несут за собой чувство неопределенности. А для нас важно знать, что мы стабильно получаем свои деньги, платим за квартиру, за еду и так далее. При выходе из этой зоны комфорта нас охватывает паника, тревога. Перед тем как принять решение, что делать дальше, и появляется самосаботаж - это нормальная здоровая реакция психики на перемены.

Мы часто не понимаем это чувство и нападаем на себя. Поэтому важно знать, чего мы хотим. Бывает, что человек не сразу может ответить, чего он хочет. Проблема кроется в детстве - когда родитель не интересуется жизнью ребенка, у того пропадает способность формулировать свои мысли и желания. А это важно. Но часто родителю это либо не интересно, либо страшно сталкиваться с чувствами ребенка.

Третий лайфхак - "Я знаю, чего я хочу"

Для того чтобы у человека появилась функция формулировать свое состояние и свои желания, необходим навык. Для его обретения надо провести ликбез, прочесть литературу и статьи на эту тему. Написать письмо самому себе о себе, о своих взглядах на жизнь, переживаниях и прочесть. Самый быстрый способ, и это не пропаганда, - поговорить с психологом.

Необходимо задать себе простые вопросы:

- Что я ищу?

- Зачем мне менять что-то?

- Что я в итоге получу?

После этого мышление становится структурированным. После того как мы ответим на эти вопросы, можно потихоньку двигаться к цели.

Итог

Стоит отметить, что для успешной карьеры совсем необязательно стремиться что-либо менять. Есть хорошие специалисты-исполнители, они очень глубокомыслящие люди. У них просто нет цели насиловать себя и двигаться куда-либо. Им хорошо на своем месте. Сейчас мода на управленцев. Различные курсы, тематические тренинги. Но это все искусственная стимуляция. У каждого есть свое место, и управленцами могут стать не все. То, что человек не хочет стать руководителем, совсем не означает, что он плохой сотрудник.

Подытоживая, психоаналитик рекомендует не бояться представлять себе будущее. Кем вы видите себя через пять лет? Позвольте себе пофантазировать на эту тему. Только это должно быть внутреннее желание, искреннее, не навязанное окружением или веянием времени. Подумайте о том, чего для этого вам не хватает, где нужно доработать и что вам мешает. Тогда выработается стратегия и вы сможете действовать. 

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 481.61   535.12   5.24 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети