КРУШЕНИЕ САМОЛЕТА БЛИЗ АКТАУ: ХРОНИКА АВИАКАТАСТРОФЫ
16 декабря 2016 | 17:05

"Воровали на глазах у продавца" - жительница Петропавловска о 90-х годах

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Peter Turnley © Peter Turnley ©

16 декабря 1991 года Казахстан объявил миру о своей независимости. Как вспоминает сам Нурсултан Назарбаев, в тот исторический период у молодого государства не было ни своих денег, ни государственных символов, ни бюджета. В стране царил хаос. Гиперинфляция советского рубля, зарплаты и пенсии не выплачивались месяцами, дефицит продуктов питания, пустые полки магазинов. Редакция Tengrinews.kz  предлагает серию рассказов людей, чьи истории проживал в своей жизни каждый из поколения "лихих 90-х". 

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

16 декабря 1991 года Казахстан объявил миру о своей независимости. Как вспоминает сам Нурсултан Назарбаев, в тот исторический период у молодого государства не было ни своих денег, ни государственных символов, ни бюджета. В стране царил хаос. Гиперинфляция советского рубля, зарплаты и пенсии не выплачивались месяцами, дефицит продуктов питания, пустые полки магазинов. Редакция Tengrinews.kz  предлагает серию рассказов людей, чьи истории проживал в своей жизни каждый из поколения "лихих 90-х". 

Жительница Петропавловска Любовь Потапкина в 90-е годы ушла с высокооплачиваемой работы на заводе. Устроилась  продавцом в магазин "Шолпан" по материальным причинам: чтобы без проблем покупать товары первой необходимости. "Мыло, порошок, зубную пасту давали по талонам, а на заводе мне их не давали. Вот я и решила устроиться продавцом. Знакомая помогла. Тогда люди в очереди знаете, как стояли? Дрались даже. Стояли в очереди за котлетами, вещами", - вспоминает Любовь Потапкина.


Фото из личного архива семьи Потапкиных

Когда Любовь Потапкина устроилась продавцом, жить семье с двумя детьми стало легче. Работала в магазине в отделе для малоимущих, затем в трикотажном. "В советское время были налажены поставки в магазин с базы. Приходил финский, белорусский трикотаж. А после развала все это прекратилось. Под реализацию брали все. Помню, армяне принесут носки просто ужасного, мягко говоря, плохого качества. Директриса возьмет их, а мы продавай. И люди брали, потому что нечего больше", - рассказывает героиня.

По словам Любови Потапкиной воровство в те годы было обычным явлением. Кто-то снимал с прохожих меховые шапки, а кто-то доходил до крайности и воровал на глазах у продавца.

"Помню, пришли два парня. Один мерит обувь, а другой отвлекает. А потом я смотрю, он снял свою обувь,  новую надел и пошел. Обмануть хотел, но вовремя заметили. Или, например, в отделе с фотоаппаратами посетители отвлекут продавца, а сами в карман положат пленку и уйдут", - рассказывает жительница Петропавловска Любовь Потапкина.

"Когда тенге сменил рубль, настало безденежье. Покупатели были, конечно, но мало. Да и выбирать одежду не из чего. Пару курток на весь магазин. В основном шили сами или в ателье: брюки, пальто. Зарплату зато нам в магазине платили стабильно, но это поначалу. Когда денег не стало, то мы с подругой посменно работали в киоске за 5 процентов от продаж. Без оклада. Смена - одни сутки", - вспоминает продавщица.


Любовь и Николай Потапкины. Фото из личного архива. 

Муж Любови Потапкиной - Николай, работал на заводе до середины 90-х годов. Однако отсутствие наличных денег тоже заставило его стать продавцом, правда неофициально.

"На заводе платили собственной продукцией - велосипедами "Чебурашка", "Пионер", я их продавал на вокзале. Тогда в Петропавловске это было единственное место, где водились деньги. Хотя иногда обманывали. Поезд едет и пассажир из двери кричит: "Давай-давай велосипед!" А денег меньше в руку положит, пока посчитаешь – он уже уехал.

Денег не было даже, чтобы заплатить сыну за учебу в университете, он как раз заканчивал. Тогда мы фрезерным станком из цеха рассчитались. Прямо с завода туда отвезли, под зарплату. В мастерской поставили его. Наверно, до сих пор стоит. Просто ситуация такая была, что деньги мне завод начислял, а отдать не мог. Зато по коммуналке долгов не было – завод списывал сразу с зарплатных счетов", - рассказал Николай Потапкин.

Больше всего из 90-х годов петропавловцам запомнились гигантские очереди.

"Товароведу звонят и говорят, что завтра будет тройной одеколон. Больше никто не знает. Продавцы никому об этом не говорили. Однако утром в 6 часов уже возле магазина толпа. Откуда? Не знаю. Барыги, скандалы были (...). Как только поступал товар, милиция приезжала, проверяла  людей, стоящих в очереди, чтоб не было спекулянтов. Но особенно они следили за нами, продавцами. Вызывали, проверяли, чтоб никуда не спрятали товар. Поэтому бывало, что я даже для собственных нужд не могла купить то, что сама же продаю", - вспоминает Любовь Потапкина.

Продавали тогда не более одного экземпляра в руки, поэтому, чтобы закупиться впрок, нужно было идти на хитрости. Друг семьи Потапкиных - Рустам Файзулин - вспоминает, когда ему было 8 лет, незнакомая  женщина попросила притвориться ее сыном.

"В магазине 5 продавцов и пять длинных очередей за колбасой, которые выходили на улицу. Мы стояли там несколько часов.  Тогда к маме  подошла женщина с просьбой: "Можно взять вашего ребенка ненадолго?" Она как раз стояла в  начале очереди. Я притворился ее сыном и благодаря этому ей дали лишний килограмм колбасы.  За услугу женщина заплатила 100 рублей. На них я планировал купить жвачку, но так и не смог.  Пока мы стояли в очереди, она подорожала в 5 раз – до 500 рублей", - вспоминает Рустам Файзулин о своем детстве.

 
Рустам Файзулин в детстве. Фото из личного архива.

Нехватке товаров в Петропавловске Николай Потапкин посвятил стихотворение.

Часы, рубашки, всякий хлам

Дарили мы, дарили нам.

И все подаркам были рады,

Теперь совсем иные взгляды.

Сейчас подарок самый милый -

Кусок хозяйственного мыла,

Ну, а стиральный порошок

От счастья может вызвать шок!

И вот уж щупальца талонов

В хозмаг ползут из гастрономов.

И наступает, будто слон,

На горло нам везде талон.

Талон на книги и продукты,

Талон на баню и на фрукты.

В универмаге панталоны

Дают лишь только по талонам.

Талон везде, талон повсюду:

На мебель, обувь и посуду,

К врачу, в больницу и аптеку…

Пока лишь в морг талонов нету. 

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 516.05  course up  536.88  course up  5.2  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer