Израильский историк Юваль Ной Харари, автор мировых бестселлеров "Sapiens: Краткая история человечества"и "Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня" на Международном экономическом форуме в Давосе рассказал о своем видении относительно информации, труда и о том, как изменится человек в условиях постоянных технологических революций. Видео выступления появилось на официальном канале форума в Youtube.
Израильский историк Юваль Ной Харари, автор мировых бестселлеров "Sapiens: Краткая история человечества"и "Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня" на Международном экономическом форуме в Давосе рассказал о своем видении относительно информации, труда и о том, как изменится человек в условиях постоянных технологических революций. Видео выступления появилось на официальном канале форума в Youtube.
"Как историк я не понимаю всей этой истерии вокруг фейковых новостей. Они же были всегда! Какую эпоху можно назвать правдивой? В 80-х, 30-х годах прошлого века, в Средние века - ложь была всегда, правительства лгали, пропаганда работала. Полагаю, что в каком-то смысле ситуация сейчас даже улучшилась. Я на все стараюсь смотреть сквозь призму Средневековья, и поверьте мне: тогда с фейковыми новостями все было куда хуже. Думаю, более серьезной проблемой можно считать поток информации вообще. То есть даже правдивую информацию в таком объеме сложно переварить, логически ее осмыслить, создать объективную картину мира. По-настоящему нам не хватает способности не отличать ложь от правды, а осмысливать информацию.
Проблема прессы не в том, что она публикует вымышленные новости, а в том, насколько она сфокусирована на том, чтобы помочь людям иметь понимание глобальной картины мира. Реальная проблема в том, что СМИ просто стремятся как можно быстрее запустить в людей очередной историей, не важно, правдивая она или нет", - цитирует слова Харари capital.ua.
По его мнению, информация - самый важный актив в мире. И в руках тех, кто будет ее контролировать, будет контроль за жизнью на планете.
Он пояснил, что информация так важна, потому что мы достигли точки, когда можем "взламывать" не только компьютеры, но и человеческий организм. Для этого нужны две вещи: большая вычислительная мощность и огромный объем данных, в частности биометрических. До сегодняшнего дня ни у кого не было этих ингредиентов для "взлома" человечества, заметил историк.
"Как регулировать владение информацией? В отличие от земли и промышленного оборудования информация везде и вместе с тем нигде, ее можно копировать, она распространяется с невероятной скоростью и так далее. Кому же принадлежит информация обо мне? В настоящее время большей частью данных владеют корпорации, и людей это беспокоит. Но если уполномочить правительства национализировать информацию, это приведет к цифровой диктатуре", - заметил Харари.
По мнению израильского историка, контроль информации позволит мировым элитам сделать нечто еще более радикальное, чем цифровая диктатура.
"Взламывая" организмы, элиты получат возможность перестроить будущее жизни. И это будет величайшая революция в истории не просто человечества, а всего живого на Земле. В течение 4 миллиардов лет правила существования жизни на планете не менялись, все живое подчинялось законам естественного отбора и органической биохимии. Но сейчас наука заменяет эволюцию с помощью естественного отбора эволюцией с помощью разумного замысла. Замысла не божьего, а человеческого. Если не урегулировать этот вопрос, крошечная группа людей, элита, получит к ней доступ и будет определять будущее жизни на Земле", - размышляет Харари.
"Многие политики как музыканты: они играют на человеческих эмоциях и биохимической системе. Политик произносит речь, и вся страна охвачена страхом. Политик публикует твит, и - взрыв гнева. Не думаю, что стоит давать этим "музыкантам" самые совершенные инструменты и уж тем более доверять жизнь во Вселенной. (...) Кому же должна принадлежать информация? Честно, не знаю. Дискуссия об этом только началась. Нельзя ждать немедленного ответа на этот важный вопрос. К обсуждению должны подключиться ученые, философы, юристы и даже поэты. Особенно поэты! Ведь от ответа на него зависит будущее не только человечества, но и самой жизни на планете", - отмечает в своей речи историк.
Кроме того, Харари остановился на современном понимании труда, когда люди сталкиваются с собственной ненужностью.
"Сейчас люди сталкиваются с более страшным понятием, чем эксплуатация, - со своей ненужностью. Когда тебя эксплуатируют, ты по меньшей мере знаешь, что ты важен, что больше некому работать. Отсюда и первая проблема с ростом тревожности. Полагаю, новые профессии все же появятся. Вопрос в том, смогут ли люди себя "переизобрести", чтобы занять эти вакансии. (...) Если взглянуть на вещи чуть иначе, становится ясно: нужно защищать не профессии, а людей. Можно отбросить некоторую часть профессий за ненадобностью - они не стоят того, чтобы их сохранять. Кто хочет всю жизнь быть кассиром? Мы должны думать о людях, а не о профессиях. В данном случае у нас кризис не занятости, а кризис смысла работы", - отметил Харари.
"Как историк замечу, что по сравнению со Средневековьем люди сейчас живут просто в раю, но почему-то так себя не чувствуют. Мы умеем усердно трудиться, быть эффективными, но не умеем расслабляться. Если решить проблему с кризисом смысла работы, разрешим и проблему с досугом", - делится своими мыслями Харари.
"Лучший совет, который я мог бы дать, - вкладывайтесь в собственную приспосабливаемость. Все ваши инвестиции - обучение тому или иному навыку, например программированию - это лотерея. Вы не знаете точно, пригодится ли вам то или иное умение, но во времена хаоса вам точно понадобится эмоциональная устойчивость, способность пережить все эти перемены. Впрочем, это очень сложно. Не знаю ни одного университета, где бы этому учили", - заметил израильский историк.