08 декабря 2020 13:50

Названы 10 лучших археологических открытий 2020 года

Журнал Archeology, выпускаемый Археологическим институтом Америки, назвал лучшие открытия 2020 года, передает Tengrinews.kz со ссылкой на сайт издания.

Тайник мумий

Археологи нашли 100 ярко раскрашенных саркофагов, содержащих мумифицированные останки людей, умерших около 2500 лет назад в Египте. Они были найдены сложенными друг на друга рядом с 40 статуями погребального божества Птах-Сокар-Осириса и бронзовой скульптурой бога цветов лотоса Нефертума. Исследователи датируют все захоронения 26-й династией, 688–525 годами до нашей эры, основываясь на именах, начертанных на гробах.

archaeology.org

Датирование по въевшемуся жиру на керамике

При готовке пищи на огне в глиняном сосуде небольшие количества растительных и животных жиров въедаются в стенки и сохраняются вместе с керамикой. Группа Ричарда Эвершеда, возглавляющего Центр биохимических исследований Бристольского университета, нашла способ извлекать эти органические остатки из керамики. Полученные новым методом датировки нескольких находок совпали с датировками, полученными традиционными методами. Кроме того, ученым удалось маркировать находку, дату изготовления которой невозможно было определить другими методами.

Крупнейшее исследование ДНК викингов

Крупнейшее в истории науки генетическое исследование викингов дало неожиданные результаты. Не все из этих отважных мореходов были скандинавами и не все могли похвастать светлыми волосами. В ходе исследования была проанализирована ДНК, взятая из 442 скелетов, обнаруженных в более чем 80 памятниках викингов по всей Северной Европе и Гренландии. Затем геномы сравнили с генетической базой данных тысяч современных людей, чтобы попытаться выяснить, кем на самом деле были викинги.

Первый английский театр XVI века

Археологи нашли остатки здания в Лондоне, которое, по их мнению, принадлежит старому известному театру города "Красный лев" (The Red Lion). Его построили около 500 лет назад. О самом лондонском театре известно только из двух исков, поданных от имени его владельца Джона Брейна к столярам, которые занимались его строительством. Описание "Красного льва" в них совпадает с выявленными во время раскопок остатками здания.

Древнейший храм майя

Археологи нашли самый древний и крупный храмовый комплекс индейцев майя, проводя раскопки на берегах реки Сан-Педро на границе между Мексикой и Гватемалой. Возраст постройки - более трех тысяч лет. Находка заставила археологов пересмотреть временные рамки архитектурных возможностей майя. Исследователи оценивают, что она была создана между 1000 и 800 годами до нашей эры. Огромный размер и размах делают строение непохожим на все строения из того же периода.

Неизменные обряды индейцев

Археологи раскопали курган, известный как Дьярский курган (Dyar Mound), который был построен в четырнадцатом веке нашей эры и в настоящее время находится примерно в 130 километрах от современной Атланты в США. Они определили, что Дьярский курган не был заброшен после экспедиции 1539–1543 годов испанского исследователя Эрнандо де Сото, который возглавил первую завоевательную экспедицию европейцев в США и принес болезни, приведшие к сокращению численности населения в регионе. Индейцы продолжили выполнять обряды на холме на протяжении 150 лет после контакта с испанцами.

Старейшее китайское произведение искусства

Международная команда археологов обнаружила старейшее из известных произведений искусства в Китае. Им оказалась вырезанная из обожженной кости миниатюрная статуэтка птицы. По мнению ученых, возраст находки - от 13 до 14 тысяч лет. Это самое древнее изображение живого существа на постаменте - такого рода произведения эпохи палеолита еще не встречались.

Святыня Ромула, выросшего с волчицей

Небольшой памятник был впервые обнаружен археологом Джакомо Бони в 1899 году, но впоследствии был перезахоронен и забыт более чем на столетие. Во время ремонтных работ на лестнице древнеримского сенатского дома в этом году рабочие заново открыли подземную гробницу VI века до нашей эры, содержащую каменный саркофаг и небольшой круглый алтарь. Однако саркофаг оказался абсолютно пуст. Ученые утверждают, что он был создан как символический памятник, где римляне могли поклоняться легендарному основателю своего города и праздновать происхождение Рима.

Следы затерянного царства

В ходе экспедиции ученые Чикагского университета США обнаружили руины древнего города с надписями на лувийском языке на юге Турции. После расшифровки и перевода надписей выяснилось, что в них говорится о победе царя Хартапа над царем Мидасом. Упоминания о королевстве Хартапа действительно встречаются в древних хрониках. Согласно историческим документам, он победил царя Мидаса - правителя Фригии. Как показал анализ, надпись была составлена в конце VIII века до нашей эры, что соответствует историческим сведениям о времени правления Мидаса.

archaeology.org

Первые виновники распространения опасных заболеваний в Мексике

Ученые обнаружили три скелета в массовом захоронении рядом с Королевской больницей Сан-Хосе-де-лос-Натуралес в Мехико. Основываясь на радиоуглеродном анализе их зубов, археогенетики выяснили, что мужчины жили где-то между 1436 и 1626 годами. Это самые старые генетически идентифицированные африканцы первого поколения в Америке. В останках мужчин была обнаружена ДНК штамма гепатита B, бактериальной инфекции под названием фрамбезия, которую также называют тропическим сифилисом. Исследователи утверждают, что африканские рабы привезли в Мексику новый генетический вариант вируса.

archaeology.org

Ранее ученые заявили о сенсационной находке на территории самой древней части города Туркестана.